Первобытно-общинный способ производства

Возникновение человеческого общества.

Возникновение чело­века относится к началу нынешнего, четвертичного периода в исто­рии Земли, насчитывающего, как полагает наука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отли­чавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длитель­ного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие чело­века от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с де­рева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказы­вал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовле­ния орудий начинается труд.

Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно-человека — переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно-человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука — не только орган труда, но и его продукт.

По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формирова­нии человека.

Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и пер­вые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникнове­нием человеческого общества, переходом из зоологического со­стояния в общественное.

Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходи­мостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбе с силами природы, невозможно само существование обще­ственного производства.

Труд и членоразделвная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и пред­ставлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

Таким образом, труд — «первое основное условие всей челове­ческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Благо­даря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

 

Условия материальной жизни.

Развитие орудий труда.

 

В перво­бытную эпоху человек находился в сильнейшей зависимости от окружающей природы, он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Процесс овладе­ния стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда были самые примитивные. Первыми орудиями человека были грубо оббитый камень и палка. Они явились как бы искусственным продолжением органов его тела: камень — кулака, палка — вытянутой руки.

Люди жили группами, численность которых не превышала не­скольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от го­лода, становились добычей хищных зверей. В этих условиях со­вместная жизнь была для людей единственно возможной и абсо­лютно необходимой.

Долгое время первобытный человек жил главным образом за счёт собирания пищи и за счёт охоты, которые осуществлялись коллективно, при помощи простейших орудий. То, что совместно добывалось, совместно и потреблялось. Вследствие необеспечен­ности пищей у первобытных людей встречалось людоедство. На протяжении многих тысячелетий, как бы ощупью, путём крайне медленного накопления опыта, люди научились выделы­вать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копки и других очень несложных действий, которыми тогда почти исчер­пывалась вся область производства.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с при­родой было открытие огня. Сначала люди научились применять огонь, возникавший стихийно. Они видели, как молния зажигает дерево, наблюдали лесные пожары, извержения вулканов. Слу­чайно добытый огонь долго и тщательно хранился. Лишь спустя много тысячелетий человек познал тайну добывания огня. При более развитом производстве орудий люди подметили, что огонь получается от трения, и научились добывать его.

Открытие огня и его применение дало людям господство над определёнными силами природы. Первобытный человек окончательно оторвался от животного мира, закончилась длительная эпоха становления человека. Благодаря открытию огня существенно изменились условия материальной жизни людей. Во-пер­вых, огонь служил для приготовления пищи, в результате чего круг доступных человеку предметов питания расширился: стало возможным употреблять в пищу приготовленные при помощи огня рыбу, мясо, крахмалистые корни, клубни и т. п. Во-вторых, огонь стал играть важную роль при изготовлении орудий производства, а также давал защиту от холода, благодаря чему люди получили возможность расселиться на большей части земного шара.            В-третьих, огонь давал защиту от хищных зверей.

В течение длительного периода охота оставалась важнейшим источником средств существования. Она доставляла людям шкуры для одежды, кости для изготовления орудий и мясную пищу, ко­торая оказала влияние на дальнейшее развитие человеческого организма и прежде всего — на развитие мозга.

По мере физического и умственного развития человек оказывался в состоянии делать более совершенные орудия. Для охоты служила палка с заострённым концом. Затем к палке стали при­креплять каменный наконечник. Появились топоры, копья с ка­менными наконечниками, каменные скрёбла и ножи. Эти орудия сделали возможными охоту на крупных животных и развитие рыболовства.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении очень долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название камен­ного века. Лишь позднее человек научился делать орудия из ме­талла — сначала из самородного, в первую очередь из меди (однако медь, как мягкий металл, не получила широкого при­менения для изготовления орудий), затем из бронзы (сплав меди и олова) и, наконец, из железа. В соответствии с этим за каменным веком следует бронзовый век, а за ним — железный век.

Наиболее ранние следы плавки меди в Передней Азии относятся к VIV тысячелетиям до нашей эры. В Южной и Средней Европе плавка меди возникла примерно в IIIII тысячелетиях до нашей эры. Древнейшие следы бронзы в Месопотамии относятся к IV тысячелетию до нашей эры.

Наиболее ранние следы плавки железа обнаружены в Египте; они относятся к периоду за полторы тысячи лет до нашей эры. В Западной Европе железный век начался около тысячи лет до нашей эры.

 

Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изо­бретение лука и стрел, с появлением которых охота стала достав­лять больше необходимых средств к жизни. Развитие охоты при­вело к зарождению первобытного скотоводства. Охотники стали приручать животных. Раньше других животных была приручена собака, позднее — крупный рогатый скот, козы, свиньи.

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил общества явилось возникновение первобытного земледелия. Соби­рая плоды и корни растений, первобытные люди стали замечать, как прорастают зёрна, оброненные на землю. Тысячи раз это оставалось непонятным, но рано или поздно в уме первобытного человека установилась связь этих явлений, и он стал переходить к возделыванию растений. Так возникло земледелие.

Долгое время земледелие оставалось крайне примитивным. Землю взрыхляли вручную, сначала простой палкой, затем палкой с загнутым концом — мотыгой. В речных долинах семена бросали в ил, нанесённый разливами рек. Приручение животных открыло возможность использовать скот в качестве тягловой силы. В даль­нейшем, когда люди овладели плавкой металла и появились ме­таллические орудия, их применение сделало земледельческий труд более производительным. Земледелие получило более проч­ную основу. Первобытные племена начали переходить к оседлому сбразу жизни.

 

Производственные отношения первобытного общества.  Есте­ственное разделение труда.

 

 Производственные отношения опреде­ляются характером, состоянием производительных сил.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность на средства произ­водства. Общинная собственность соответствует характеру про­изводительных сил в этот период. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали воз­можность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. «Этот первобытный тип кол­лективного или кооперативного производства,— писал Маркс,— был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» Черновые наброски письма Маркса — В. И. Засулич.

Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, равно как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. В их личной собственности находились лишь некоторые орудия производства, служившие вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей.

Труд первобытного человека не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни, то есть никакого прибавоч­ного продукта. При таких условиях в первобытном обществе не могло быть классов и эксплуатации человека человеком. Обще­ственная собственность распространялась лишь на небольшие об­щины, существовавшие более или менее изолированно друг от друга. По характеристике Ленина, здесь общественный характер производства обнимал только членов одной общины.

Трудовая деятельность людей первобытного общества осно­вывалась на простом сотрудничестве (простой кооперации). Простая кооперация есть одновременное применение более или менее значительного количества рабочей силы для выполнения однородных работ. Уже простое сотрудничество открывало перед первобытными людьми возможность выполнения таких задач, какие немыслимо было бы выполнить одному человеку (например, при охоте на крупных зверей).

При тогдашнем крайне низком уровне развития производитель­ных сил неизбежно было уравнительное распределение продуктов общего труда. Скудная пища делилась поровну. Иного дележа и не могло быть, так как продуктов труда едва хватало на удовлетво­рение самых насущных потребностей: если бы один член перво­бытной общины получил больше равной для всех доли, то кто-то другой был бы обречён на голод и гибель.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных наро­дов. Её наблюдали путешественники, побывавшие у племён, стоящих на низ­кой ступени общественного развития. Великий естествоиспытатель Дарвин бо­лее ста лет назад совершил кругосветное путешествие. Описывая жизнь племён на Огн-енной Земле, он рассказывает такой случай: огнеземельцам подарили кусок холста; они разорвали холст на совершенно равные части, чтобы всем досталось поровну.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать основной экономический закон первобытно-об­щинного строя: обеспечение крайне скудных условий существова­ния людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

С развитием орудий производства возникает разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, то есть разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками.

 

Знаменитый русский путешественник Миклухо-Маклай, изучавший во второй половине XIX века жизнь папуасов Новой Гвинеи, так описывает коллективный процесс труда в земледелии. Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заострённые палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. В руках у них палки, которыми они размельчают поднятую мужчинами землю. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений. Труд здесь носит совместный характер, и в то же время существует разделение труда по полу и возрасту.

 

По мере развития производительных сил естественное разделе­ние труда постепенно упрочивалось и закреплялось. Специализа­ция мужчин в области охоты, женщин — в области собирания растительной пищи и домохозяйства приводила к некоторому по­вышению производительности труда.

 

Родовой строй. Матриархальный род. Патриархальный род.

 

 Пока шёл процесс выделения человека из животного мира, люди жили ордами, стадами, как и их непосредственные предки. Но впо­следствии, в связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения, складывалась родовая организация общества.

Объединяться для совместного труда могли в те времена только люди, находившиеся в родственных отношениях. Примитив­ные орудия производства ограничивали возможности коллектив­ного труда узкими рамками группы людей, связанных родством и совместной жизнью. Первобытный человек обычно относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совмест­ной жизнью. Род представлял собой группу, на первых порах состоявшую всего из нескольких десятков человек и спаянную узами кровного родства. Каждая такая группа существовала об­особленно от других подобных ей групп. С течением времени чи­сленность рода возрастала, доходя до нескольких сотен человек: развивалась привычка к совместной жизни; выгоды общего труда всё более заставляли людей держаться вместе.

 

Исследователь жизни первобытных людей Морган описал родовой строй, сохранявшийся у индейцев-ирокезов ещё в середине прошлого века. Основ­ными занятиями ирокезов являлись охота, рыболовство, собирательство плодов и земледелие. Труд был разделён между мужчинами и женщинами. Охота и рыболовство, изготовление оружия и орудий труда, расчистка почвы, по­стройка хижин и укреплений составляли обязанность мужчин. Женщины выполняли основные работы на полях, собирали урожай и доставляли его в кладовые, варили пищу, изготовляли одежду и глиняную посуду, соби­рали дикие плоды, ягоды, орехи, клубни. Земля была общей собственнюетью рода. Более крупные работы — вырубка леса, расчистка земли под пашню, большие охотничьи походы — выполнялись сообща. Ирокезы жили в так называемых «больших домах», вмещавших 20 и более семей. Такая группа имела общие кладовые, куда складывались запасы продуктов. Женщина, стоявшая во главе группы, распределяла пищу между отдельными семьями. На время военных действий род избирал себе военачальника, который не пользовался никакими материальными преимуществами; с окончанием военных действий его власть прекращалась.

 

На первой ступени родового строя ведущее положение зани­мала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни людей. Охота при помощи самых примитивных орудий, которая была делом мужчин, не могла полностью обеспечить существование людей: её результаты были более или менее слу­чайными. В этих условиях даже зачаточные формы земледелия и скотоводства (приручение животных) имели большое хозяй­ственное значение. Эти занятия служили более надёжным и посто­янным источником средств к жизни, чем охота. А земледелие и скотоводство, пока они велись примитивным способом, были пре­имущественно занятием женщин, остававшихся у домашнего очага, в то время как мужчины охотились. Женщина играла в течение длительного периода главенствующую роль в родовой обшине. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в её состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).

В ходе дальнейшего развития производительных сил, когда кочевое скотоводство (пастушество) и более развитое земледелие (хлебопашество), являвшиеся делом мужчин, стали играть решаю­щую роль в жизни первобытной общины, матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным, родом (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине. Он стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с ма­теринским родом. Патриархальный род существовал в последний период первобытно-общинного строя.

Отсутствие частной собственности, классового деления обще­ства и эксплуатации человека человеком исключали возможность существования государства.

«В первобытном обществе... не видно еще признаков существо­вания государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами,— положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угне­тенное положение,— но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в инте­ресах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия» В. И. Ленин, О государстве.

 

Возникновение общественного разделения труда и обмена.

 

 С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, то есть такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься разнородными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племён было первым круп­ным общественным разделением труда.

Занимаясь скотоводством, пастушеские племена достигли су­щественных успехов. Они научились такому уходу за скотом, при котором стали получать больше мяса, шерсти, молока. Уже это первое крупное общественное разделение труда привело к заметному по тому времени росту производительности труда.

В первобытной общине в течение длительного времени не было почвы для обмена между отдельными её членами: весь продукт добывался и потреблялся сообща. Обмен зародился и развивался вначале между родовыми общинами и долгое время носил слу­чайный характер.

С появлением первого крупного общественного разделения труда положение изменилось. У пастушеских племён, появился некоторый избыток скота, молочных продуктов, мяса, шкур, шер­сти. В то же время они испытывали потребность в земледельче­ских продуктах. В свою очередь племена, занимавшиеся земледе­лием, с течением времени достигли известных успехов в производ­стве земледельческих продуктов. Земледельцы и скотоводы ну­ждались в предметах, которые они не могли доставать на месте их жительства. Всё это привело к развитию обмена.

Наряду с земледелием и скотоводством развивались и другие виды производственной деятельности. Ещё в эпоху каменных ору­дий люди научились выделывать посуду из глины. Затем появи­лось ручное ткачество. Наконец, с открытием плавки железа по­явилась возможность выделки металлических орудий труда (соха с железным лемехом, железный топор) и оружия (железные мечи). Всё труднее, было совмещать эти виды труда с земледель­ческим или пастушеским трудом. В общинах постепенно выделя­лись люди, занимавшиеся ремеслом. Изделия ремесленников — кузнецов, оружейников, гончаров и т. д.— всё чаще стали посту­пать в обмен. Поле обмена значительно расширилось.

 

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя.

 

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем раз­вития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного об­щества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное рас­пределение продуктов труда стали тормозить развитие новых про­изводительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным тру­дом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необ­ходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий произ­водства создавало возможность перехода к индивидуальному хо­зяйству, как более производительному в тех исторических усло­виях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал част­ной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старей­шинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в каче­стве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обще­стве, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собст­венными. Их фактическое право распоряжаться стадами призна­валось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собст­венность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала зани­мать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родствен­ными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это на­ходилось в частной собственности отдельных семей. Наоборот, лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось нача­лом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий при­вело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попа­дала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знат­ной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, примененный в скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существо­вания, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и приба­вочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих усло­виях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как-то делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали болеезнатные и богатые семьи. В свою оче­редь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в ра­бов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуата­ция человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через ста­дию первобытно-общинного строя, основанного на общей соб­ственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

 

Общественные представления первобытной эпохи

 

Первобытный человек, подавленный нуждой и трудностью борьбы за су­ществование, вначале ещё не выделял себя из окружающей природы. Долгое время он не имел сколько-нибудь связных представлений ни о себе, ни о естественных условиях своего существования.

Лишь постепенно у первобытного человека начинают возникать очень ограниченные и примитивные представления о себе и об окружающих усло­виях. Ни о каких религиозных воззрениях, будто бы изначально присущих человеческому сознанию, как это утверждают защитники религии, не могло быть и речи. Только впоследствии первобытный человек в своих представле­ниях начал населять окружающий мир сверхъестественными существами, духами и колдовскими силами. Он одухотворял силы природы. Эго был так называемый анимизм (от латинского слова «анима»— душа). Из этих тёмных пред­ставлений людей о своей собственной и внешней природе родились первобыт­ные мифы и первобытная религия. В них воспроизводилась примитивная уравнительность общественного строя. Не зная классового деления и имуще­ственного неравенства в реальной жизни, первобытный человек не вносил никакого соподчинения и в воображаемый мир духов. Ои делил духов на своих и чужих, дружественных и враждебных. Деление духов на высших и низших появилось уже в период разложения первобытно-общинного строя.

 Первобытный человек чувствовал себя неразрывной частью родовой общины, он не мыслил себя вне рода. Отражением этого в идеологии был культ предков-родоначальников. Характерно, что в ходе развития языка слова «я», «мой» возникают гораздо позднее других слов. Власть родовой общины над отдельным человеком была чрезвычайно сильна. Разложение пер­вобытно-общинного строя сопровождалось возникновением и распространением частнособственнических представлений. Это находило яркое отражение в мифах и религиозных представлениях. Когда стали складываться отношения частной собственности и появилось имущественное неравенство, у многих племён возник обычай наложения религиозного запрета — «табу» — на иму­щество, присвоенное вождями или богатыми семьями (словом «табу» жители островов Тихого океана обозначали всё запретное, изъятое из общего употреб­ления). С разложением первобытно-общинного строя и возникновением частной собственности сила религиозного запрета стала использоваться для закрепления возникших экономических отношений и имущественного нера­венства.

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.      Благодаря труду люди выделились из животного мира и возникло человеческое общество. Отличительной чертой человеческого труда является изготовление орудий произ­водства. 

2.      Производительные  силы  первобытного  общества на­ходились на чрезвычайно низком уровне, орудия производ­ства были крайне примитивными. Это обусловливало необхо­димость коллективного труда, общественной собственности на средства производства и уравнительного распределения. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, частной собственности  на  средства производ­ства, не было классов и эксплуатации. Общественная соб­ственность   на   средства   производства   была   ограничена узкими рамками: она представляла   собственность неболь­ших общин, более или менее изолированных друг от друга.  

3.      Существенными   чертами   основного   экономического закона первобытно-общинного строя являются: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

4.        Работая  сообща,  люди   в   течение  долгого   времени выполняли   однородный    труд.    Постепенное    улучшение орудий производства способствовало возникновению естест­венного разделения труда в зависимости от пола и возраста. Дальнейшее совершенствование орудий производства и спо­соба добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, к разделению общества на классы и к эксплуа­тации человека человеком. Таким образом, выросшие про­изводительные силы вступили в противоречие с производ­ственными отношениями, в результате чего первобытно-об­щинный строй уступил место другому типу производственных отношений рабовладельческому строю.