Рабовладельческий способ производства.

Возникновение рабовладельческого строя.

Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.

 

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока. Рабовладель­ческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до вашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (го­сударство Урарту), с VIII—VII веков до нашей эры по V—VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V—IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в госу­дарствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV—I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.

На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребно­стей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложе­ния рабского труда.

В основе перехода общества к рабовладельческому строю ле­жал дальнейший рост производительных сил, развитие обще­ственного разделения труда и обмена.

Переход от каменных орудий труда к металлическим привёл к значительному расширению рамок человеческого труда. Изобре­тение кузнечного меха позволило выделывать железные орудия груда невиданной ранее прочности. При помощи железного топора стало возможным расчищать землю от лесов и кустарников под пашню. Соха с железным лемехом позволила обрабатывать сравни­тельно крупные участки земли. Примитивное охотничье хозяйство уступило место земледелию и скотоводству. Появились ремёсла.

В сельском хозяйстве, остававшемся главной отраслью произ­водства, улучшались приёмы земледелия и скотоводства. Воз­никли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, льно­водство, возделывание масличных культур и т. п. Стада у бога­тых семей умножались. Для ухода за скотом требовалось всё больше рабочих рук. Ткачество, обработка металла, гончарное дело и другие ремёсла постепенно совершенствовались. Раньше ремесло было подсобным занятием земледельца и скотовода. Те­перь оно стало для многих людей самостоятельным занятием. Произошло отделение ремесла от земледелия.

Это было второе крупное общественное разделение труда.

С разделением производства на две крупные основные отрас­ли — земледелие и ремесло — возникает производство непосред­ственно для обмена, правда, ещё в неразвитом виде. Рост про­изводительности труда привёл к увеличению массы прибавоч­ного продукта, что при частной собственности на средства производства создало возможность накопления богатств в руках меньшинства общества и на этой основе подчинения трудящегося большинства эксплуататорскому меньшинству, превращения тру­дящихся в рабов.

Хозяйство в условиях рабства было в своей основе натураль­ным, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены. Но в то же время происходило развитие обмена. Ремесленники производили свои изделия сна­чала на заказ, а затем для продажи на рынке. При этом многие из них ещё в течение долгого времени продолжали иметь неболь­шие участки земли и возделывать их для удовлетворения своих потребностей. Крестьяне вели в основном натуральное хозяйство, но вынуждены были продавать некоторую часть своих продуктов на рынке, чтобы иметь возможность покупать ремесленные изде­лия и платить денежные налоги. Таким образом постепенно часть продуктов труда ремесленников и крестьян становилась товаром.

Товар есть продукт, изготовленный не для непосредственного потребления, а для обмена, для продажи на рынке. Производство продуктов для обмена является характерной чертой товарного хозяйства. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, возникновение ремесла как самостоятельного промысла означало зарождение товарного производства.

Пока обмен носил случайный характер, один продукт труда непосредственно обменивался на другой. По мере того как обмен расширялся и становился регулярным явлением, постепенно вы­делялся такой товар, за который охотно отдавали любой дру­гой товар. Так возникли деньги. Деньги представляют собой все­общий  товар,   при   помощи   которого   оцениваются   все  другие товары и который служит посредником в обмене.

Развитие ремесла и обмена привело к образованию городов. Города возникли в глубокой древности, на заре рабовладельче­ского способа производства. Вначале города немногим отлича­лись от деревни. Но постепенно в городах сосредоточивались ремесло и торговля. По роду занятий жителей, по своему быту города всё более отделялись от деревни.

Так было положено начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними.

По мере того как масса обмениваемых товаров увеличивалась, расширялись и территориальные рамки обмена. Выделились купцы, которые в погоне за наживой покупали товары у произ­водителей, привозили товары на рынки сбыта, иногда довольно далеко от места производства, и продавали их потребителям.

Расширение производства и обмена значительно усиливало имущественное неравенство. В руках богатых накапливались деньги, рабочий скот, орудия производства, семена. Бедняки вы­нуждены были всё чаще обращаться к ним за ссудой — большей частью в натуральной, а иногда и в денежной форме. Богачи давали орудия производства, семена, деньги взаймы, закабаляя своих должников, а в случае неуплаты долгов обращали их в рабство, отбирали землю. Так возникло ростовщичество. Оно принесло дальнейший рост богатства одним, долговую кабалу — другим.

В частную собственность стала обращаться и земля. Её на­чали продавать и закладывать. Если должник не мог распла­титься с ростовщиком, ему приходилось бросать землю, прода­вать своих детей и себя в рабство. Иногда, придравшись к чему-либо, крупные землевладельцы захватывали у крестьянских сель­ских общин часть лугов, пастбищ.

Так происходило сосредоточение земельной собственности, денежных богатств и массы рабов в руках богатых рабовладель­цев. Мелкое крестьянское хозяйство всё более разорялось, а рабовладельческое хозяйство крепло и расширялось, распространяясь на все отрасли производства.

«Непрекращающийся рост производства, а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникавшее и бывшее спорадическим на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми помощниками; десятками их гонят теперь работать на поля и в мастерские»  Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. Рабский труд стал основой существования общества. Общество раскололось на два основных противополож­ных класса — рабов и рабовладельцев.

Так сложился рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе население делилось на свобод­ных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, иму­щественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных зем­левладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладель­цами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу круп­ных земельных собственников-рабовладельцев.

Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовла дельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с раз­витием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешё­вый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие обще­ства.

Раскол общества на классы вызвал необходимость в го­сударстве. С ростом общественного разделения труда и разви­тием обмена отдельные роды и племена всё более сближались, объединяясь в союзы. Характер родовых учреждений изменялся. Органы родового строя всё более теряли свой народный харак­тер. Они превращались в органы господства над народом, в органы грабежа и угнетения своих и соседних племён. Старей­шины и военачальники родов и племён становились князьями и царями. Раньше они пользовались авторитетом в качестве выбор­ных лиц рода или союза родов. Теперь они стали пользоваться своей властью для защиты интересов имущей верхушки, для обуздания своих разоряемых родичей, для подавления рабов. Этой цели служили вооружённые дружины, суды, карательные органы.

Так зародилась государственная власть.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земле­дельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовла­дельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы яви­лось государство» В. И. Ленин, О государстве.

Государство возникло для того, чтобы держать в узде эксплуа­тируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшин­ства.

Рабовладельческое государство играло большую роль в раз­витии и упрочении производственных отношений рабовладельче­ского общества. Рабовладельческое государство держало в пови­новении массы рабов. Оно выросло в широко разветвлённый аппарат господства и насилия над народными массами. Демокра­тия в древней Греции и Риме, которую превозносят буржуазные учебники истории, была по сути дела демократией рабовладель­ческой.

 

Производственные отношения рабовладельческого строя.  По­ложение рабов.

 

Производственные отношения рабовладельче­ского общества были основаны на том, что собственностью рабо­владельцев были не только средства производства, но и работники производства — рабы. Раб считался вещью, он находился в пол­ном и безраздельном распоряжении владельца. Рабов не только эксплуатировали — их продавали, покупали, как скот, и даже безнаказанно убивали. Если в период патриархального рабства раб рассматривался как член семьи, то в условиях рабовладель­ческого способа производства его не считали даже человеком.

«Раб не продавал своей рабочей силы рабовладельцу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своей рабочей силой раз и навсегда продан своему господину» К.Маркс, Наемный труд и капитал.

Труд рабов имел открыто принудительный характер. Рабов заставляли работать при помощи самого грубого физического насилия. Их выгоняли на работу плетьми, а за малейшее упуще­ние подвергали жестоким наказаниям. Рабов клеймили, чтобы их легче было поймать при бегстве. Многие из них носили несни­мающиеся железные ошейники, на которых обозначалась фами­лия владельца.

Рабовладелец присваивал весь продукт рабского труда. Он давал рабам лишь самое ничтожное количество средств существо­вания — столько, чтобы они не умирали от голода и могли про­должать работу на рабовладельца. Рабовладельцу доставался не только прибавочный продукт, но и значительная часть необхо­димого продукта труда рабов.

Развитие рабовладельческого способа производства сопровождалось увеличением спроса на рабов. В ряде стран рабы, как правило, не имели семьи. Хищническая эксплуатация рабов приводила к их быстрому физическому износу. Нужно было всё время пополнять состав рабов. Важным источником добывания новых невольников была война. Рабовладельческие государства древнего Востока вели постоянные войны с целью покорения других народов. История древней Греции полна войн между отдельными городами-государствами, между метрополиями и коло­ниями, между греческим и восточными государствами. Рим вёл беспрерывные войны; он покорил в период своего расцвета боль­шую часть известных в то время земель. В рабство обращались не только воины, взятые в плен, но и значительная часть населе­ния покорённых земель.

Другим источником пополнения состава рабов служили провинции и колонии. Они доставляли рабовладельцам «живой то­вар» наряду со всякими другими товарами. Торговля рабами была одной из самых выгодных и процветавших отраслей хозяй­ственной деятельности. Образовались специальные центры рабо­торговли; устраивались ярмарки, на которые съезжались тор­говцы и покупатели из дальних стран.

Рабовладельческий способ производства открывал более ши­рокие возможности роста производительных сил по сравнению с первобытно-общинным строем. Сосредоточение в руках рабовла­дельческого государства и отдельных рабовладельцев большого количества рабов позволило использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах. Об этом свидетельствуют сохранив­шиеся гигантские сооружения, которые были воздвигнуты в древ­ности народами Азии, египтянами, этрусками: ирригационные системы, дороги, мосты, военные укрепления, памятники куль­туры.

Развивалось общественное разделение труда, выражавшееся в специализации сельскохозяйственного и ремесленного произ­водства, что создавало условия для повышения производитель­ности труда.

В Греции рабский труд широко применялся в ремесленном производстве. Возникли крупные мастерские — эргастерии, в ко­торых работало по нескольку десятков рабов. Труд рабов исполь­зовался также в строительном деле, в добыче железной руды, серебра и золота. В Риме труд рабов был широко распространён в сельском хозяйстве. Римская знать владела обширными поместьями — латифундиями, где работали сотни и тысячи рабов. Эти латифундии создавались путём захвата крестьянских, а также свободных государственных земель.

Рабовладельческие латифундии вследствие дешевизны раб­ского труда и использования до известного предела преимуществ простой кооперации труда могли производить хлеб и другие сель­скохозяйственные продукты с меньшими издержками, чем мелкие хозяйства свободных крестьян. Мелкое крестьянство вытеснялось, попадало в рабство или пополняло ряды нищенствующих слоев городского населения — люмпен-пролетариата.

На базе рабского труда древний мир достиг значительного хозяйственного и культурного развития. Но рабовладельческий строй не мог создать условия для дальнейшего сколько-нибудь серьёзного технического прогресса, так как производство велось на основе рабского труда, который отличался крайне низкой производительностью. Раб нисколько не был заинтересован в результатах своей работы. Рабы ненавидели свой подъяремный труд. Часто свой протест и возмущение они выражали тем, что портили орудия труда. Поэтому рабам давали лишь самые грубые орудия, которые трудно было испортить.

Техника производства, основанного на рабстве, оставалась на весьма низком уровне. Несмотря на известное развитие естествен­ных и точных наук, они почти не применялись в производстве. Некоторые технические изобретения использовались только в военном деле и строительстве. В течение ряда веков своего гос­подства рабовладельческий способ производства не ушёл дальше применения ручных орудий, заимствованных у мелкого земле­дельца и ремесленника, дальше простой кооперации труда. Основ­ной двигательной силой оставалась физическая сила людей и скота.

Широкое применение рабского труда позволило рабовладель­цам освободиться от всякого физического труда и полностью переложить его на рабов. Рабовладельцы с презрением относи­лись к труду, считали его занятием, недостойным свободного человека, и вели паразитический образ жизни. С развитием раб­ства всё большие массы свободного населения отрывались от всякой производственной деятельности. Только некоторая часть рабовладельческой верхушки и другого свободного населения занималась государственными делами, науками и искусствами.

Таким образом, рабовладельческий строй породил противоположность между физическим и умственным трудом, разрыв между ними.

Эксплуатация рабов рабовладельцами составляет главную черту производственных отношений рабовладельческого обще­ства. Вместе с тем рабовладельческий способ производства в разных странах имел свои особенности.

В странах древнего Востока натуральное хозяйство преобла­дало в ещё большей степени, чем в античном мире. Здесь рабский труд широко применялся в государственных хозяйствах, хозяй­ствах крупных феодалов и храмов. Сильно развито было домаш­нее рабство. В сельском хозяйстве Китая, Индии, Вавилонии и Египта наряду с рабами эксплуатировались огромные массы кре­стьян-общинников. Большое значение приобрела здесь система кабального долгового рабства. Крестьянин-общинник, не уплатив­ший долга заимодавцу-ростовщику или арендной платы землевла­дельцу, принуждался работать в их хозяйстве определённое время в качестве раба-должника.

В рабовладельческих странах древнего Востока имели широ­кое распространение общинная и государственная формы соб­ственности на землю. Существование этих форм собственности было связано с системой земледелия, основанной на ирригации. Орошаемое земледелие в речных долинах Востока требовало огромных затрат труда на сооружение плотин, каналов, водоёмов, сушение болот. Всё это вызывало необходимость централизации строительства и использования ирригационных систем в масштабе больших   территорий.   «Земледелие   здесь    построено    главным образом на искусственном орошении, а это орошение является уже делом общины, области или центральной власти» Ф. Энгельс, Письмо К. Марксу 6 июня 1853 г. С разви­тием рабства общинные земли сосредоточились в руках государ­ства. Верховным собственником  земли   стал   царь,   обладавший неограниченной властью.

Сосредоточивая в своих руках собственность на землю, госу­дарство рабовладельцев облагало крестьян огромными налогами, принуждало выполнять различного рода повинности, ставя тем самым крестьян в рабскую зависимость. Крестьяне оставались членами общины. Но при сосредоточении земли в руках рабовла­дельческого государства община являлась прочной основой вос­точного деспотизма, то есть неограниченной самодержавной вла­сти монарха-деспота. Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играла жреческая аристократия. Обширные хозяйства, принадлежавшие храмам, велись на основе рабского труда.

При рабовладельческом строе во всех странах подавляющую часть рабского труда и его продукта рабовладельцы расходовали непроизводительно: на удовлетворение личных прихотей, образо­вание сокровищ, сооружение военных укреплений и армию, на строительство и содержание роскошных дворцов и храмов. О непроизводительных затратах огромных масс труда свидетель­ствуют, в частности, сохранившиеся до настоящего времени еги­петские пирамиды. Лишь незначительная часть рабского труда и его продукта расходовалась на дальнейшее расширение произ­водства, которое ввиду этого развивалось чрезвычайно медленно. Опустошительные войны приводили к уничтожению производи­тельных сил, истреблению огромных масс мирного населения и гибели культуры целых государств.

Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого строя состоят примерно в следующем: присвоение ра­бовладельцами для своего паразитического потребления прибавоч­ного продукта путём хищнической эксплуатации массы рабов на основе полной собственности на средства производства и на рабов, путём разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран.

 

Дальнейшее развитие обмена. Торговый и ростовщический капитал.

 

 Рабовладельческое хозяйство сохраняло в основном нату­ральный характер. Продукты в нём производились главным обра­зом не с целью обмена, а для непосредственного потребления ра­бовладельца, его многочисленных прихлебателей и челяди. Всё же обмен постепенно стал играть более заметную роль, особенно в период высшего развития рабовладельческого строя. В ряде отраслей производства известная доля продуктов труда регулярно продавалась на рынке, то есть превращалась в товары.

С расширением обмена возрастала роль денег. Обычно в ка­честве денег выделялся товар, являвшийся наиболее распростра­нённым предметом обмена. У многих народов, особенно у ското­водов, деньгами вначале служил скот. У других деньгами стано­вились соль, зерно, меха. Постепенно все остальные виды денег были вытеснены металлическими деньгами.

 

Впервые металлические деньги появились в странах древнего Востока. Деньги в веде бронзовых, серебряных и золотых слитков здесь обращались уже в IIIII тысячелетиях до нашей эры, а в виде монет — с VII века до нашей эры. В Греции за восемь веков до нашего летосчисления в обраще­нии были железные деньги. В Риме ещё в VIV веках до нашего летосчис­ления использовались только медные деньги. Впоследствии железо и медь в качестве денег были заменены серебром и золотом.

В серебре и золоте особенно сильно выражены все преимущества метал­лов, благодаря которым они более всего пригодны для выполнения роли денег: однородность вещества, делимость, сохраняемость и незначительность объёма и веса при большой стоимости. Поэтому роль денег прочно закре­пилась за драгоценными металлами, в конечном счёте — за золотом.

 

Греческие города-государства вели довольно обширную тор­говлю, в том числе с греческими колониями, рассеянными по сре­диземноморскому и черноморскому побережьям. Колонии регу­лярно доставляли основную рабочую силу — рабов, некоторые виды сырья и средства существования: кожу, шерсть, скот, хлеб, рыбу.

В Риме, как и в Греции, помимо торговли рабами и другими товарами большую роль играла торговля предметами роскоши. Эти предметы доставлялись с Востока главным образом за счёт всевозможной дани, взимаемой с покорённых народов. Торговля была связана с грабежом, морским разбоем, порабощением ко­лоний.

В условиях рабовладельческого строя деньги являлись уже не только средством купли-продажи товаров. Они стали служить также и средством присвоения чужого труда путём торговли и ростовщичества. Деньги, затраченные с целью присвоения при­бавочного труда и его продукта, становятся капиталом, то есть средством эксплуатации. Торговый и ростовщический капитал исторически были первыми видами капитала. Торговый капитал есть капитал, занятый в сфере обмена товаров. Купцы, скупая и перепродавая товары, присваивали значительную часть приба­вочного продукта, создаваемого рабами, мелкими крестьянами и ремесленниками. Ростовщический капитал есть капитал, приме­няемый в виде ссуды денег, средств производства или предметов потребления для присвоения прибавочного труда крестьян и ре­месленников путём взимания высоких процентов. Ростовщики предоставляли также денежные ссуды рабовладельческой знати, участвуя тем самым в дележе получаемого ею прибавочного про­дукта.

 

 

Обострение противоречий рабовладельческого способа произ­водства.

 

Рабство было необходимым этапом на пути развития че­ловечества. «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленно­стью и таким путем создало условия для расцвета культуры древ­него мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современ­ной Европы» Энгельс, Анти-Дюринг.

На костях поколений рабов выросла культура, которая легла в основу дальнейшего развития человечества. Многие отрасли знания — математика, астрономия, механика, архитектура — до­стигли в древнем мире значительного развития. Предметы искус­ства, оставшиеся от древности, произведения художественной ли­тературы, скульптуры, архитектуры навсегда вошли в сокровищ­ницу человеческой культуры.

Но рабовладельческий строй таил в себе непреодолимые про­тиворечия, которые привели его к гибели. Рабовладельческая форма эксплуатации разрушала основную производительную силу этого общества — рабов. Борьба рабов против жестоких форм эксплуатации выражалась всё чаще в вооружённых восстаниях. Условием существования рабовладельческого хозяйства был непрерывный приток рабов, их дешевизна. Рабов доставляла глав­ным образом война. Основу военной мощи рабовладельческого общества составляла масса свободных мелких производителей — крестьян и ремесленников. Они служили в войсках и выносили на своих плечах главную тяжесть налогов, необходимых для ведения войн. Но в результате конкуренции крупного производства, основанного на дешёвом рабском труде, и под бременем непо­сильных тягот крестьяне и ремесленники разорялись. Неприми­римое противоречие между крупными латифундиями и крестьян­скими хозяйствами всё более углублялось.

Вытеснение свободного крестьянства подорвало не только эко­номическую, но также военную и политическую мощь рабовла­дельческих государств, в частности Рима. Победы сменились по­ражениями. Завоевательные войны сменились оборонительными. Источник беспрерывного пополнения дешёвых рабов иссяк. Всё сильнее проявлялись отрицательные стороны рабского труда. В последние два века существования Римской империи наступил общий упадок производства. Пришла в расстройство торговля, обеднели прежде богатые земли, население стало уменьшаться, гибли ремёсла, приходили в запустение города.

Крупное рабовладельческое производство стало экономически невыгодным.  Рабовладельцы начали  отпускать  на волю  значительные группы рабов, труд которых уже не давал дохода. Крупные имения дробились на мелкие участки. Эти участки передавались на определённых условиях либо бывшим рабам, отпущенным на волю, либо   ранее свободным гражданам, обязанным   теперь нести ряд повинностей в пользу земельного собственника. Новые земледельцы были прикреплены к земельным участкам и могли быть проданы вместе с ними. Но они уже не были рабами.

Это был новый слой мелких производителей, занимавших промежуточное положение между свободными и рабами и имевшие некоторую заинтересованность в труде. Они назывались колонами и являлись предшественниками средневековых крепостных.

Так в недрах рабовладельческого общества зарождались эле­менты нового, феодального способа производства.

 

Классовая   борьба  эксплуатируемых   против   эксплуататоров. Восстания рабов. Гибель рабовладельческого строя.

 

Производст­венные отношения, основанные на рабстве, превратились в оковы для выросших производительных сил общества. Труд рабов, со­вершенно не заинтересованных в результатах производства, изжил себя. Возникла историческая необходимость в смене рабовладель­ческих производственных отношений другими производственными отношениями, которые изменили бы положение в обществе глав­ной производительной силы — трудящихся   масс.  Закон   обяза­тельного   соответствия   производственных   отношений   характеру производительных  сил    требовал   замены   рабов    работниками,  в некоторой   степени заинтересованными   в результатах   своего труда.

История рабовладельческих обществ в странах древнего Во­стока, Греции и Риме показывает, что с развитием рабовладель­ческого хозяйства обострялась классовая борьба порабощённых масс против своих угнетателей. Восстания рабов переплетались с борьбой эксплуатируемых мелких крестьян против рабовладельческой верхушки, крупных землевладельцев.

Противоречие между мелкими производителями и крупными родовитыми землевладельцами породило демократическое дви­жение среди свободных, ставившее себе целью уничтожение дол­говой кабалы, передел земель, ликвидацию преимущественных прав земельной аристократии, передачу власти демосу (то есть народу).

 

Из многочисленных восстаний рабов в Римской империи особенно значитальным было восстание под руководством Спартака (74—71 гг. до нашего летосчисления). С его именем связана наиболее яркая страница истории борьбы рабов против рабовладельцев.

На протяжении многих веков восстания рабов вспыхивали неоднократно.  К рабам   присоединялись  обедневшие  крестьяне.   Особой  силы  достигли эти восстания во II—I веках до нашей эры и в III—V веках нашей эры. Рабовла­дельцы подавляли восстания самыми свирепыми мерами.

 

Восстания эксплуатируемых масс, прежде всего рабов, корне подорвали былое могущество Рима. Удары изнутри стали всё более переплетаться с ударами извне. Обращённые в рабство жители соседних земель восставали на полях Италии, а в то же воемя их соплеменники, оставшиеся на свободе, штурмовали границы империи, вторгались в её пределы, разрушали римское владычество. Эти обстоятельства ускорили гибель рабовладель­ческого строя в Риме.

В Римской империи рабовладельческий способ производства достиг своего высшего развития. Гибель Римской империи яви­лась также гибелью рабовладельческого строя в целом.

Место рабовладельческого строя занял феодальный строй.

 

Экономические воззрения эпохи рабовладельчества

 

Экономические взгляды рабовладельческого периода нашли отражение во многих литературных памятниках, оставленных поэтами, философами, историками, государственными и общественными деятелями. По воззрениям этих деятелей, раб считался не человеком, а вещью в руках хозяина. Рабский труд презирался. А так как труд становился преимущественно уделом рабов, то отсюда вытекало презрение к труду вообще как к деятельности,  недостойной свободного человека.

Об экономических воззрениях рабовладельческой Вавилонии свидетельствует кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до нашей эры). Кодекс защищает собственность и личные права богатых и знатных, рабовладельцев и землевладельцев. Согласно кодексу тот, кто укрывает бег­лого раба, карается смертью. Крестьянин, не уплативший долга заимодавцу или арендной платы землевладельцу, должен отдать жену, сына или дочь в кабальное рабство. В древнеиндийском сборнике «Законы Ману» излагались общественные, религиозные и моральные предписания, освящавшие рабство. Согласно этим законам раб не имеет никакой собственности. Раб, даже отпу­щенный хозяином, не освобождается от рабского труда, который якобы пред­определён для него богом и природой.

Воззрения господствующих классов находили своё выражение в рели­гии. Так, в Индии начиная с VI века до нашей эры широкое распространение получил буддизм. Провозглашая примирение с действительностью, непротив­ление насилию и смирение перед господствующими классами, буддизм пред­ставлял собой религию, выгодную для рабовладельческой знати и используе­мую ею для укрепления своего господства.

Даже крупные умы древности не могли себе представить существование общества без рабства. Так, например, выдающийся греческий философ Платон (V-IV века  до   нашего  летосчисления)   написал   первую  в  истории   челове­чества   книгу-утопию   об   идеальном   общественном   строе.   Но   и   в   своём идеальном государстве он сохранил рабов. Труд рабов, земледельцев и ремесленников   должен   был   доставлять   средства существования   высшему классу правителей и воинов.

В глазах величайшего мыслителя древности Аристотеля (IV век до нашего летоисчисления) рабство также являлось вечной и неизбежной необходимостью для общества. Аристотель оказал огромное влияние на развитие умственной культуры в древнем мире и в средневековье. Поднявшись высоко над уровнем современного ему общества в своих научных догадках и предвидениях, Аристотель в вопросе о рабстве остался в плену представлений своей эпохи. Его взгляды на рабство сводились к следующему: для кормчего руль — инструмент неодушевлённый,  а раб — инструмент одушевлённый.  Если  бы  орудия работали  по  приказанию  сами, если  бы,   например,   челноки  сами  ткали,  тогда не было бы необходимости в рабах. Но так как в хозяйстве существует много занятий, требующих простого, грубого труда, то природа мудро распорядилась, создав рабов. По мнению Аристотеля, самой природой одни люди предназначены быть рабами, а другие — управлять ими. Рабский труд доставляет свободным досуг для совершенствования. Отсюда он делал вывод, что всё искусство хозяина заключается в умении пользоваться своими рабами.

Аристотель дал  науке  о  хозяйстве название «ойкономия»  (от «ойкос» — дом, домохозяйство и «номос»— закон). В период его жизни обмен, торговля и ростовщичество были довольно широко развиты,  но хозяйство в основном  сохраняло   свой   натуральный,   потребительский  характер.   Аристотель   считал естественным приобретение благ только путём земледелия и ремесла, он был сторонником   натурального   хозяйства.   Но   он   понимал   и   природу   обмена.  Он находил   вполне  естественным  обмен с  целью  потребления,  «потому  что некоторых  предметов  бывает у людей  обыкновенно  больше,  а  некоторых — меньше,   чем   необходимо   для   удовлетворения   потребностей».   Он   понимал необходимость денег для обмена.

В то же время Аристотель считал предосудительными занятиями торговлю с целью барыша и ростовщичество. Эти занятия, указывал он, в отличие от земледелия и ремесла не знают никаких границ в приобретении богатства.

Древние греки имели уже  известное представление о разделении труда и той роли, которую оно играет в жизни общества. Так, Платон предусматривал   разделение   труда   в   качестве   основного   принципа   государственного строя в своей идеальной республике.

Экономические представления римлян также отражали отношения господ­ствовавшего рабовладельческого способа производства.

Римские писатели и общественные деятели, выражающие идеологию рабо­владельцев, считали рабов простыми орудиями производства. Именно рим­скому писателю-энциклопедисту Варрону (I век до нашего летосчисления), со­ставившему среди ряда других книг своего рода руководство для рабовла­дельцев по ведению сельского хозяйства, принадлежит известное разделение орудий на: 1) немые (повозки), 2) издающие нечленораздельные звуки (скот) и 3) одарённые голосом (рабы). Давая это определение, он выражал общераспространённые среди рабовладельцев взгляды.

Искусство управлять рабами занимало умы в Риме, как и в Греции. Исто­рик римской эпохи Плутарх (1—11 века нашего летосчисления) рассказывает об «образцовом» рабовладельце Катоне, что он покупал рабов малолетними, «то есть в том возрасте, когда они, подобно щенкам и жеребятам, легко мо­гут поддаваться воспитанию и дрессировке». Далее говорится, что «в среде ра­бов он постоянно изобретал способы поддерживать ссоры и споры, ибо согла­сие в их среде считал опасным и боялся его».

В древнем Риме — особенно в более поздний период — не было недо­статка в грозных признаках развала и разложения хозяйства, основанного на принудительном труде рабов. Римский писатель Колумелла (I век нашего ле­тосчисления) жаловался: «Рабы приносят полям величайший вред. Они дают взаймы на сторону волов. Пасут их и остальной скот плохо. Дурно пашут землю». Ему вторил его современник писатель Плиний Старший, который утверждал, что «латифундии погубили Италию и её провинции».

Как и греки, римляие считали естественным натуральный уклад хозяйства, при котором хозяин обменивает лишь свои излишки. В литературе того вре­мени иногда подвергались осуждению высокие торговые барыши и ростовщи­ческие проценты. В действительности же купцы и ростовщики накопляли огромные состояния.

В последний период жизни Рима раздавались уже голоса, осуждавшие рабство, провозглашавшие естественное равенство людей. Среди господствую­щего класса рабовладельцев эти взгляды, понятно, не встречали сочувствия. Что же касается рабов, то они были так задавлены своим подневольным поло­жением, так забиты и темны, что не могли выработать собственной, более пе­редовой идеологии, по сравнению с отжившими идеями рабовладельческого класса. В этом — одна из причин стихийности, неорганизованности восстаний рабов.

Одно из глубоких противоречий, присущих рабовладельческому строю, состояло в борьбе между крупным и мелким землевладением. Разоряемое крестьянство выступало с программой ограничения крупного рабовладельческого землевладения и передела земель. В этом заключалась суть аграрной реформы, за которую боролись братья Гракхи (II век до нашего лето­счисления).

В эпоху разложения Римской империи, когда абсолютное большинство населения городов и деревень — как рабы так и свободные — не видело выхода из создавшегося положения, наступил глубокий кризис идеологии рабовладельческого Рима.

На почве классовых противоречий гибнущей империи возникла новая религиозная идеология — христианство. Христианство той эпохи выражало протест рабов и других низших классов и деклассированных элементов против рабства и угнетения. С другой стороны, в христианстве отразились настроения широких слоев господствующих классов, ощущавших всю безысходность своего положения. Потому-то в христианстве заката Римской империи наряду с гроз­ными предостережениями против богатых и власть имущих звучат призывы к смирению и к спасению в загробной жизни.

В последующие столетия христианство окончательно превратилось в ре­лигию господствующих классов, в духовное орудие защиты и оправдания эксплуатации и угнетения трудящихся масс.

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.       Рабовладельческий способ производства   возник бла­годаря росту  производительных  сил общества,  появлению прибавочного  продукта,  зарождению   частной собственности на средства производства, в том числе на землю, и при­своению прибавочного продукта собственниками средств про­изводства.               

    Рабство есть первая и наиболее грубая форма эксплуа­тации человека человеком. Раб был полной и неограничен­ной собственностью своего господина. Рабовладелец по своему произволу распоряжался не только трудом раба, но и его жизнью.

2.         При возникновении рабовладельческого строя впервые зародилось государство. Оно возникло в результате раскола общества на непримиримо враждебные классы как машина для подавления   эксплуатируемого   большинства   общества эксплуатирующим меньшинством.

3.         Рабовладельческое хозяйство носило в основном нату­ральный характер. Древний мир распадался на множество отдельных  хозяйственных   единиц,   удовлетворявших   свои потребности собственным производством. Торговали главным образом рабами, предметами роскоши. Развитие обмена по­родило металлические деньги.

4.          Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого способа производства состоят примерно в следующем: присвоение рабовладельцами для своего пара­зитического потребления прибавочного продукта путём хищ­нической   эксплуатации   массы   рабов   на   основе   полной собственности на средства производства и на рабов, путём  разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран.  

5.          На почве   рабства   возникла   сравнительно   высокая культура (искусство, философия, науки), достигшая своего наибольшего развития  в  греко-римском мире. Её плодами пользовалась  немногочисленная  верхушка   рабовладельче­ского общества. Общественное сознание древнего мира соот­ветствовало способу производства, основанному на рабстве. Господствующие классы и их идеологи не считали раба че­ловеком. Физический труд, будучи уделом рабов, считался постыдным занятием, недостойным свободного человека.

6.          Рабовладельческий способ производства вызвал рост производительных сил общества по сравнению с первобытно­общинным строем. Но в дальнейшем труд рабов, совершенно не заинтересованных в результатах производства, изжил себя. Распространение рабского труда   и   бесправное положение рабов имели своим следствием разрушение основной произ­водительной силы общества — рабочей силы — и разорение мелких свободных производителей — крестьян и ремесленни­ков. Это предопределило неизбежность гибели рабовладельческого строя.

7.         Восстания рабов расшатали рабовладельческий строй и ускорили его ликвидацию. На смену рабовладельческому способу производства   пришёл  феодальный   способ  произ­водства, на месте рабовладельческой формы эксплуатации возникла феодальная форма эксплуатации, которая откры­вала некоторый простор для дальнейшего развития произ­водительных сил общества.