Феодальный способ производства.

 Возникновение феодализма.

 

Феодальный строй существовал, с теми или иными особенностями, почти во всех странах.

 

Эпоха феодализма охватывает длительный период, В Китае феодальный строй существовал свыше двух тысяч лет. В странах Западной Европы феодализм охватывает ряд веков — со времени падения Римской империи (V век) до буржуазных революций в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век), в России — с IX века до крестьянской реформы 1861 г., в За­кавказье — с IV века до 70-х годов XIX века, у народов Средней Азии — с VIIVIII веков вплоть до победы пролетарской революции в России.

В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племён-завоевателей — с другой; он сложился в результате взаимодействия этих двух процессов.

 

Элементы феодализма, как уже было сказано, зародились ещё в недрах рабовладельческого общества в виде колоната. Колоны обязаны были обрабатывать землю своего господина — крупного землевладельца, уплачивать ему определённую денеж­ную сумму или отдавать значительную долю урожая, выполнять различного рода повинности. И тем не менее колоны были более заинтересованы в труде, чем рабы, так как имели своё хозяйство.

Таким образом зарождались новые производственные отноше­ния, получившие полное развитие в феодальную эпоху.

Римскую империю разгромили племена германцев, галлов, сла­вян и друпих народов, живших в различных частях Европы. Власть рабовладельцев была свергнута, рабство отпало. Крупные латифундии и ремесленные мастерские, основанные на рабском труде, раздробились на мелкие. Население распавшейся Римской империи состояло из крупных землевладельцев (бывших рабо­владельцев, перешедших на систему колоната), освобождённых рабов, колонов, мелких крестьян и ремесленников.

У племён-завоевателей ко времени покорения Рима был общинный строй, находившийся в стадии разложения. Большую роль в общественной жизни этих племён играла сельская община, которая у германцев называлась маркой. Земля, за исключением крупных земельных владений родовой знати, находилась в общин­ной собственности. Леса, пустоши, пастбища, пруды использова­лись сообща. Поля и луга через несколько лет переделялись между членами общины. Но постепенно приусадебная земля, а за­тем и пахотные угодья стали переходить в наследственное поль­зование отдельных семей. Распределением земли, разбиратель­ством дел, касающихся общины, улаживанием споров между её членами занимались общинное собрание, выбранные им старосты и судьи. Во главе племён-завоевателей стояли военачальники, владевшие вместе со своими дружинами большими землями.

Племена, покорившие Римскую империю, завладели большей частью её государственных земель и некоторой частью земель крупных частных землевладельцев. Леса, луга и выгоны остались в общем пользовании, а пахотная земля была разделена между отдельными хозяйствами. Разделённые земли в дальнейшем пре­вратились в частную собственность крестьян. Так образовался обширный слой самостоятельного мелкого крестьянства.

Но крестьяне не могли надолго сохранить свою независимость. На основе частной собственности на землю и другие средства про­изводства неизбежно усиливалось имущественное неравенство между отдельными членами сельской общины. Среди крестьян появились зажиточные и бедные семьи. Разбогатевшие члены общины с ростом имущественного неравенства стали приобретать власть над общиной. Земля сосредоточивалась в руках богатых семей и стала предметом захвата со стороны родовой знати и вое­начальников. Крестьяне попали в личную зависимость от крупных землевладельцев.

Для того чтобы удержать и укрепить власть над зависимыми крестьянами, крупным земельным собственникам надо было усилить органы государственной власти. Военные вожди, опираясь на родовую знать и дружинников, стали сосредоточивать власть в своих руках, превратились в королей — монархов.

На развалинах Римской империи образовался ряд новых государств, во главе которых стояли короли. Короли щедро раздавали захваченную ими землю в пожизненное, а затем и в наследствен­ное владение своим приближённым, которые должны были нести за это военную службу. Много земель получила церковь, служившая важной опорой королевской власти. Земля обрабатывалась крестьянами, которые должны были теперь выполнять ряд повинностей в пользу новых господ. В руки королевских дружинников и слуг, церковных властей и монастырей перешли огромные зе­мельные владения.

Земельные угодья, розданные на таких условиях, назывались феодами. Отсюда название нового общественного строя — фео­дализм.

Постепенное превращение крестьянской земли в собственность феодалов и закрепощение крестьянских масс (процесс феодализации) происходили в Европе в течение ряда столетий (с VVI до IXX веков). Свободное крестьянство разорялось от непрерывной военной службы, грабежей и поборов. Обращаясь за помощью к крупному землевладельцу, крестьяне превращались в зависимых от него людей. Нередко крестьяне бывали вынуждены отдаться под «покровительство» феодала: иначе беззащитному человеку в условиях беспрерывных войн и разбойничьих набегов невоз­можно было существовать. В таких случаях право собственности на земельный участок переходило к феодалу, и крестьянин мог обрабатывать этот участок лишь при условии выполнения раз­личных повинностей в пользу феодала. В других случаях коро­левские наместники и чиновники путём обмана и насилия при­бирали к рукам земли свободных крестьян, заставляя их признать свою власть.

В различных странах процесс феодализации протекал по-раз­ному, но суть дела везде была одинакова: ранее свободные кре­стьяне попадали в личную зависимость от феодалов, захвативших их землю. Эта зависимость была иногда слабее, иногда жёстче. Со временем различия в положении бывших рабов, колонов и сво­бодных крестьян стёрлись, и все они превратились в единую массу крепостного крестьянства. Постепенно сложилось такое положение, которое характеризовалось средневековой поговоркой: «Нет земли без сеньёра» (то есть без господина-феодала). Верховными земельными собственниками были короли.

Феодализм явился необходимой ступенью в историческом развитии общества. Рабство изжило себя. В этих условиях дальнейшее развитие производительных сил   было   возможно  лишь   на основе труда массы зависимых крестьян, владеющих своим хозяйством, собственными орудиями производства и имеющих некото­рую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу дань натурой из своего урожая.

В России в условиях разложения общинного строя возникло патриархальное рабство. Но развитие общества пошло здесь в основном не по пути рабовладения, а по пути феодализации. Славянские племена ещё при господстве у них родового строя, на­чиная с III века новой эры, наступали на Римскую рабовладель­ческую империю, боролись за освобождение находившихся под её властью городов Северного Причерноморья и сыграли большую роль в крушении рабовладельческого строя. Переход от перво­бытно-общинного строя к феодализму в России происходил в те времена, когда рабовладельческий строй давно уже пал и фео­дальные отношения в европейских странах упрочились.

Как свидетельствует история человечества, не обязательно, чтобы каждый народ проходил все этапы общественного разви­тия. Для многих народов складываются такие условия, при кото­рых они получают возможность миновать те или другие стадии развития и перейти сразу на более высокую ступень.

Сельская община у восточных славян носила название «вервь», «мир». Община имела в общем пользовании луга, леса, водоёмы, а пахотная земля стала переходить во владение отдельных семей. Во главе общины стоял старейшина. Развитие частного земле­владения привело к постепенному разложению общины. Землю захватывали старейшины и племенные князья. Крестьяне — смерды — были вначале свободными членами общины, а затем попали в зависимость от крупных землевладельцев — бояр.

Крупнейшим феодальным собственником стала церковь. Пожалования князей, вклады и духовные завещания сделали её обладательницей обширных земель и богатейших по тем временам хозяйств.

В период образования централизованного Русского государства (XVXVI века) великие князья и цари стали, как говорилось то­гда, «помещать» на землю своих приближённых и служилых лю­дей, то есть давать им землю и крестьян под условием несения военной службы. Отсюда названия — поместье, помещики.

В то время крестьяне ещё не были окончательно прикреплены к землевладельцу и земле: они имели право переходить от одного помещика к другому. В конце XVI века помещики в целях уве­личения производства зерна для продажи усилили эксплуатацию крестьян. В связи с этим в 1581 г. государство отняло у крестьян право перехода от одного помещика к другому. Крестьяне были полностью прикреплены к земле, принадлежавшей помещикам,  и  тем самым превратились в крепостных.

В эпоху феодализма преобладающую роль играло сельское хозяйство, а из его отраслей — земледелие. Постепенно, в течение ряда веков, совершенствовались способы хлебопашества, разви­вались огородничество, садоводство, виноделие, маслоделие.

 

В ранний период феодализма преобладала переложная, а в лесных районах —подсечная система земледелия. Участок земли засевался несколько лет подряд какой-нибудь одной культурой, пока почва не истощалась. Тогда переходили на другой участок. В дальнейшем произошел переход к трехполь­ной системе, при которой пашня делится на три поля, причем поочередно одно поле используется под озимые культуры, другое — под яровые и третье — остаётся под паром. Трёхпольная система стала распространяться в Запад­ной Европе и в России с XIXII веков. Она оставалась господствующей на протяжении многих столетий, сохранившись до XIX века, а во многих странах — и до настоящего времени.

 

Сельскохозяйственный инвентарь в ранний период феодализма был скуден. Орудиями труда служили соха с железным лемехом, серп, коса, лопата. Позднее стали применяться железный плуг и борона. Помол зерна долгое время производился вручную, пока не получили распространения ветряная и водяная мельницы.

 

Производственные отношения феодального общества. Эксплуа­тация крестьян феодалами.

 

Основой производственных отношений феодального общества являлась собственность феодала на землю и неполная собственность на крепостного крестьянина. Крепостной крестьянин не был рабом. Он имел своё хозяйство. Феодал уже не мог убить его, но он мог его продать. Наряду с собственностью феодалов существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия производства и на их частное хозяйство, основанная на личном труде.

Крупная феодальная земельная собственность являлась осно­вой эксплуатации крестьян помещиками. Собственное хозяйство феодала занимало часть его земли. Другую часть земли феодал отдавал на кабальных условиях в пользование крестьянам. Кре­стьянин был вынужден работать на феодала в силу того, что важ­нейшее средство производства — земля была собственностью фео­дала. Феодал «наделял» крестьян землёй, отсюда название «на­дел». Крестьянский земельный надел был условием обеспечения помещика рабочей силой. Наследственно пользуясь своим наде­лом, крестьянин обязан был работать на помещика, обрабатывать помещичью землю с помощью своих орудий и рабочего скота, либо отдавать помещику свой прибавочный продукт в натураль­ной или денежной форме.

Такая система хозяйства неизбежно предполагала личную зависимость крестьянина от помещика — внеэкономическое принуждение. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство» В. И. Ленин, Развитие капитализма в России.

Рабочее время крепостного крестьянина делилось на необходимое и прибавочное время. В течение необходимого времени крестьянин создавал продукт, необходимый для своего собственного существования и существования своей семьи. В течение при­бавочного времени он создавал прибавочный продукт, который присваивался феодалом. Прибавочный труд крестьян, работающих в хозяйстве феодала, или прибавочный продукт, создаваемый крестьянином в его собственном хозяйстве и присваиваемый фео­далом, образуют феодальную земельную ренту.

Феодальная рента часто поглощала не только прибавочный труд крестьянина, но и часть его необходимого труда. Основой этой ренты являлась феодальная собственность на землю, свя­занная с непосредственным господством феодала-помещика над зависимыми от него крестьянами.

При феодализме существовали три формы земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами и денежная рента. При всех этих формах ренты эксплуатация крестьян помещиками вы­ступала в неприкрытом виде.

Отработочная рента преобладала на ранних ступенях развития феодализма. Она выступала в виде барщины. При барщине кре­стьянин определённую часть недели — три дня или более — рабо­тал с помощью собственных орудий производства (соха, рабочий скот и т. д. ) в господском имении, а в остальные дни недели рабо­тал в своём хозяйстве. Таким образом, при барщине необходимый труд и прибавочный труд крестьянина были чётко разграничены во времени и пространстве. Круг барщинных работ был весьма обширен. Крестьянин пахал, сеял и убирал урожай, пас скот, плот­ничал, рубил лес для помещика, перевозил на своей лошади сель­скохозяйственные продукты, строительные материалы.

При барщине крепостной крестьянин был заинтересован в повышении производительности труда только во время работы, в своём хозяйстве. Во время работы на помещичьей земле такой заинтересованности у крестьянина не было. Феодалы содержали надсмотрщиков, которые принуждали крестьян работать.

В ходе дальнейшего развития отработочная рента сменяется рентой продуктами. Рента продуктами выступала в виде нату­рального оброка. Крестьянин обязан был регулярно доставлять помещику определённое количество хлеба, скота, птицы и других сельскохозяйственных продуктов. Оброк чаще всего сочетался с теми или иными остатками барщинных повинностей, то есть с работами крестьянина на помещичьей усадьбе.

При ренте продуктами крестьянин весь свой труд — как необходимый, так и прибавочный — затрачивал по своему усмотрению. Необходимый труд и прибавочный труд уже не разделялись так осязательно, как при отработочной ренте. Крестьянин становился здесь относительно более самостоятельным. Это создавало неко­торые стимулы к дальнейшему повышению производительности труда.

На более поздней ступени феодализма, когда получил сравнительно широкое развитие обмен, возникла денежная рента. Она выступала в виде денежного оброка. Денежная рента характерна для периода разложения феодализма и возникновения капитали­стических отношений. Различные формы феодальной ренты часто существовали одновременно. «Во всех этих формах земельной ренты: отработочная рента, рента продуктами, денежная рента (как просто превращенная форма ренты продуктами), платель­щик ренты всегда предполагается действительным возделывате­лем и владельцем земли, неоплаченный прибавочный труд кото­рого непосредственно идет к собственнику земли» К. Маркс, Капитал, т. III.

Стремясь увеличить свои доходы, феодалы облагали крестьян всякими поборами. Во многих случаях они имели в своём моно­польном владении мельницы, кузницы и другие предприятия. Крестьянин вынужден был пользоваться ими за непомерно высо­кую плату натурой или деньгами. Помимо натурального или де­нежного оброка, вносимого феодалу, крестьянин должен был вы­плачивать всевозможные подати государству, местные сборы, а в некоторых странах — десятину, то есть десятую часть урожая, в пользу церкви.

Таким образом, основой существования феодального общества был труд крепостных крестьян. Крестьяне производили не только сельскохозяйственные продукты. Они работали в поместьях фео­далов в качестве ремесленников, воздвигали замки и монастыри, прокладывали дороги. Руками крепостных крестьян строились города.

Хозяйство феодала, особенно на ранних ступенях его развития, было в своей основе натуральным хозяйством. Каждое феодаль­ное владение, состоявшее из барской усадьбы и принадлежащих феодалу деревень, жило обособленной хозяйственной жизнью, редко прибегая к обмену с внешним миром. Потребности феодала и его семьи, нужды многочисленной челяди на первых порах удов­летворялись теми продуктами, которые производились в барском хозяйстве и доставлялись оброчными крестьянами. Более или ме­нее крупные имения располагали достаточным количеством ремес­ленников, большей частью из числа дворовых крепостных. Эти ремесленники занимались изготовлением одежды и обуви, произ­водством и починкой оружия, охотничьего снаряжения и сельско­хозяйственного инвентаря, постройкой зданий.

Крестьянское хозяйство также было натуральным. Крестьяне занимались не только сельскохозяйственным трудом, но и домаш­ним ремесленным трудом, главным образом переработкой сырья, производимого в их хозяйстве: прядением, ткачеством, изготовле­нием обуви, хозяйственного инвентаря.

В течение длительного времени для феодализма было харак­терно сочетание земледелия как основной отрасли хозяйства с до­машним промыслом, имевшим подсобное значение. Те немногие привозные продукты, без которых нельзя было обойтись, как, на­пример, соль, изделия из железа, доставлялись на первых порах странствующими купцами. В дальнейшем, в связи с ростом горо­дов и ремесленного производства, разделение труда и развитие обмена между городом и деревней сделали большой шаг вперёд.

Эксплуатация зависимых крестьян феодалами составляла главную черту феодализма у всех народов. Однако в отдельных странах феодальный строй имел свои особенности. В странах Востока феодальные отношения в течение длительного времени сочетались с отношениями рабства. Так было в Китае, Индии, Японии и в ряде других стран. Большое значение на Востоке имела феодальная государственная собственность на землю. Например, в период Багдадского халифата при господстве арабов (особенно в VIIIIX веках нашей эры) большая часть крестьян-общинников жила на земле халифа и платила феодальную ренту непосредственно государству. Феодализм на Востоке характери­зуется также живучестью патриархально-родовых отношений, ко­торые использовались феодалами в целях усиления эксплуата­ции крестьян.

В земледельческих странах Востока, где орошаемое земледе­лие имеет решающее значение, крестьяне оказались в кабальной зависимости от феодалов, потому что не только земля, но и водные ресурсы и ирригационные сооружения составляли собствен­ность феодального государства или отдельных феодалов. У коче­вых народов земля использовалась как пастбище. Размеры феодального землевладения определялись количеством скота. Крупные скотовладельцы-феодалы были фактически крупными собственниками пастбищ. Они держали крестьянство в зависимо­сти и эксплуатировали его.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать главные черты основного экономического закона феодализма: присвоение феодалами для своего паразитического потребления прибавочного продукта путём эксплуатации зависи­мых крестьян на основе собственности феодала на землю и непол­ной собственности его на работников производства — крепостных.

 

Средневековый город. Цехи ремесленников. Купеческие гильдии.

 

Города возникли ещё при рабовладельческом строе. Такие города, как Рим, Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии; Париж, Лион, Марсель — во Франции; Лондон — в Англии; Самарканд — в Средней Азии, и многие другие были унаследованы средневе­ковьем от эпохи рабства. Рабовладельческий строй пал, но города остались. Крупные рабовладельческие мастерские распались, но ремесло продолжало существовать.

В период раннего средневековья города и ремёсла развивались слабо. Городские ремесленники производили изделия для продажи, но большую часть нужных им предметов потребления они получали от своего хозяйства. Многие из них имели небольшие посевы, сады, продуктивный скот. Женщины занимались пряжей льна, шерсти для изготовления одежды. Это свидетельствовало об ограниченности рынков и обмена.

В деревне переработка сельскохозяйственного сырья являлась в первое время подсобным занятием земледельцев. Затем из среды крестьян стали выделяться ремесленники, обслуживавшие свою деревню. Производительность труда ремесленников росла. Воз­никла возможность производить больше изделий, чем было необ­ходимо феодалу или крестьянам одной деревни. Ремесленники стали поселяться вокруг феодальных замков, у стен монастырей, в крупных сёлах и других торговых центрах. Так постепенно, обычно на водных путях, вырастали новые города (в России, на­пример, Киев, Псков, Новгород, Владимир). Обособление города от деревни, возникшее ещё при рабстве, усиливалось.

С течением времени ремёсла становились всё более доходным делом. Искусство ремесленников совершенствовалось. Феодал-помещик переходил к покупке ремесленных изделий у горожан, его уже не удовлетворяли изделия собственных крепостных. Более развитое ремесло окончательно обособилось от земледелия.

Города, возникнув на землях светских и духовных феодалов, подчинялись их власти. Горожане несли в пользу феодала ряд повинностей, платили ему натуральный или денежный оброк, подчинялись его администрации и суду. Городское население рано начало борьбу за освобождение от феодальной зависимо­сти. Частью силой, частью путём откупа города добывали для себя право самоуправления, суда, чеканки монеты, сбора налогов.

Городское население состояло главным образом из ремеслен­ников и торговцев. Во многих городах находили пристанище кре­постные, бежавшие от помещиков. Город выступал носителем товарного производства в отличие от деревни, где господствовало натуральное хозяйство. Рост конкуренции со стороны стекавшихся в города беглых крепостных, борьба против эксплуатации и при­теснений со стороны феодалов заставляли ремесленников объеди­няться в цехи. Цеховой строй существовал в эпоху феодализма почти во всех странах.

 

Цехи возникли в Византии в IX веке, в Италии — в X веке, а позднее — во всей Западной Европе и России. В странах Востока (Египет, Китай), в городах арабского халифата цехи возникли ещё раньше, чем в европейских странах. Цехи объединяли городских ремесленников одного определённого промысла или нескольких близких. Полноправными членами цехов были только ремесленники-мастера. Ремесленник-мастер имел небольшое число подмастерьев и учеников. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным ремеслом и регламентировали процесс про­изводства: они устанавливали продолжительность рабочего дня, число под­мастерьев и учеников у каждого мастера, определяли качество сырья и гото­вого продукта, а также его цены, нередко они сообща закупали сырьё. Приёмы работы, закреплённые долголетней традицией, были обязательны для всех. Строгая регламентация имела целью добиться, чтобы ни один мастер не возвышался над остальными. Кроме того, цехи служили организациями взаимопомощи.

 

Цехи являлись феодальной формой организации ремесла. На первых порах своего существования они играли известную положительную роль, способствуя укреплению и развитию городского ремесла. Однако по мере роста товарного производства и расши­рения рынка цехи всё более превращались в тормоз развития производительных сил.

Чрезмерная регламентация ремесленного производства со сто­роны цехов сковывала инициативу ремесленников и препятство­вала развитию техники. Чтобы ограничить конкуренцию, цехи стали чинить всевозможные препятствия желающим получить права мастера. Перед учениками и подмастерьями, количество ко­торых сильно выросло, практически закрывалась возможность стать самостоятельными мастерами. Они были вынуждены всю жиэнь оставаться на положении наёмных работников. В этих усло­виях отношения между мастером и его подчинёнными теряли свой прежний, более или менее патриархальный, характер. Мастера усиливали эксплуатацию своих подчинённых, заставляя их рабо­тать по 14—16 часов в день за ничтожную плату. Подмастерья стали объединяться в тайные союзы — братства — для защиты своих интересов. Цехи и городские власти всячески преследовали братства подмастерьев.

Наиболее богатой частью городского населения были купцы. Торговая деятельность развёртывалась как в городах, унаследо­ванных от эпохи рабства, так и в городах, возникших при феода­лизме. Цеховой организации в ремесле соответствовала организа­ция гильдий в торговле. Купеческие гильдии в эпоху феодализма существовали почти повсеместно. На Востоке они известны с IX века, в Западной Европе — с IXX веков, в России-с XII века. Основной задачей гильдий была борьба с конкурен­цией посторонних купцов, упорядочение мер и весов, охрана купе­ческих прав от посягательства феодалов.

 

В IXX веках уже существовала значительная торговля между странами Востока и Западной Европой. Киевская Русь принимала в этой торговле активное участие. Большую роль в расширении торговли играли крестовые походы (XIXIII века), открывшие для западноевропейских купцов ближне­восточные рынки. В Европу хлынул поток золота и серебра с Востока. Деньги стали появляться в таких местах, где ими раньше не пользовались. Непосредст­венное участие в завоевании восточных рынков принимали итальянские города, особенно Генуя и Венеция, которые перевозили на Восток на своих торговых судах крестоносцев, снабжали их провиантом.

В течение длительного времени средиземноморские порты были основ­ными центрами торговли, связывавшими Западную Европу с Востоком. Но вместе с тем торговля широко развернулась в северогерманских и нидер­ландских городах, расположенных у торговых путей Северного и Балтийского морей. В XIV веке здесь возник торговый союз городов — немецкая Ганза, которая объединила в последующие два столетия около 80 городов различных стран Европы. Ганзейский союз вёл торговлю с Англией, Скандинавией, Польшей и Россией. В обмен на изделия западноевропейского ремесла — фландр­ские и английские сукна, полотна, немецкие металлические изделия, француз­ские вина — из северо-восточных районов Европы вывозились: меха, кожи, сало, мёд, хлеб, лес, смола, льняные ткани и некоторые ремесленные изделия. Из стран Востока купцы привозили пряности — перец, гвоздику, мускатный орех, благовония, красильные вещества, бумажные и шёлковые ткани, ковры и другие товары.

В XIIIXIV веках русские города Новгород, Псков и Москва вели обширную торговлю с Азией и Западной Европой. Новгородские купцы тор­говали, с одной стороны, с народами Севера (побережье Ледовитого океана и Зауралье), а с другой стороны, вели регулярную торговлю со Скандина­вией и Германией.

 

Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на феодальную деревню. Хозяйство феодалов втягивалось в ры­ночный оборот. Для покупки предметов роскоши и городских ремесленных изделий феодалам требовались деньги. В связи с этим феодалам было выгодно переводить крестьян с барщины и натурального оброка на денежный оброк. С переходом к денеж­ному оброку феодальная эксплуатация ещё более усиливалась.

 

Классы и сословия феодального общества. Феодальная иерар­хия.

 

Феодальное общество распадалось на два основных класса—феодалов и крестьян. «Крепостническое общество представляло такое деление классов, когда громадное большинство — крепост­ное крестьянство — находилось в полной зависимости от ничтож­ного меньшинства — помещиков, которые владели землей» В.И. Ленин, О государстве.

Класс феодалов не представлял собой однородного целого. Мелкие феодалы платили дань крупным феодалам, помогали им в войне, но зато пользовались их покровительством. Покровитель назывался сенъёром, покровительствуемый — вассалом. Сеньёры в свою очередь были вассалами других, более могущественных феодалов.

Как господствующий класс, феодалы-помещики стояли во главе государства. Они составляли одно сословие — дворянство. Дворяне занимали почётное положение первого сословия, поль­зуясь широкими политическими и экономическими привилегиями.

Духовенство (церковное и монастырское) было также круп­нейшим земельным собственником. Оно владело обширными зем­лями с многочисленным зависимым и крепостным населением и наряду с дворянами было господствующим сословием.

Широким основанием «феодальной лестницы» служило крестьянство. Крестьяне были подчинены помещику и находились под верховной властью самого крупного феодала — короля. Крестьян­ство было политически бесправным сословием. Помещики могли продавать своих крепостных и широко пользовались этим правом. Крепостники подвергали крестьян телесным наказаниям. Крепост­ную зависимость Ленин называл «крепостным рабством». Эксплуа­тация крепостных крестьян была почти такой же жестокой, как эксплуатация рабов в древнем мире. Но всё же крепостной мог часть времени работать на своём участке, мог до известной сте­пени принадлежать себе.

Основным классовым противоречием феодального общества было противоречие между феодалами и крепостными крестьянами. Борьба эксплуатируемого крестьянства против феодалов-помещиков велась на протяжении всей эпохи феодализма и при­обрела особую остроту на последней ступени его развития, когда до крайности усилилась крепостническая эксплуатация.

В городах, освободившихся от феодальной зависимости, власть находилась в руках богатых горожан — купцов, ростов­щиков, владельцев городских земель и крупных домовладельцев. Цеховые ремесленники, составлявшие главную массу городского населения, часто выступали против городской знати, добиваясь своего участия в управлении городов наряду с городской аристо­кратией. Мелкие ремесленники и подмастерья боролись против эксплуатирующих их цеховых мастеров и купцов.

К концу феодальной эпохи городское население было уже сильно расслоено. На одной стороне — богатые купцы и цехо­вые мастера, на другой — обширные слои ремесленных подма­стерьев и учеников, городской бедноты. Городские низы вступали в борьбу против объединённых сил городской знати и феодалов. Борьба эта соединялась в один поток с борьбой крепостных кре­стьян против феодальной эксплуатации.

Носителями верховной власти считались короли (в России — великие князья, а затем цари). Но за пределами собственных вла­дений королей значение королевской власти в период раннего феодализма было ничтожно. Часто эта власть оставалась номи­нальной. Вся Европа разделялась на множество крупных и мел­ких государств. Крупные феодалы были полными господами в своих владениях. Они издавали законы, следили за их исполне­нием, творили суд и расправу, содержали собственное войско, совершали набеги на соседей, не стеснялись и грабить на больших дорогах. Многие из них самостоятельно чеканили монету. Феодалы помельче также пользовались весьма широкими правами в отношении подвластных им людей; они старались равняться по крупным сеньёрам.

С течением времени феодальные отношения образовали до крайности запутанный клубок прав и обязанностей. Между фео­далами возникали бесконечные споры и раздоры. Разрешались они обычно силой оружия, путём междоусобных войн.

 

 

Развитие производительных сил феодального общества.

 

В эпоху феодализма был достигнут более высокий уровень производительных сил по сравнению с эпохой рабства.

В области сельского хозяйства повысилась техника производ­ства, появились и получили распространение железный плуг и другие железные орудия труда. Возникли новые отрасли поле­водства, значительное развитие получили виноградарство, вино­делие, огородничество. Росло животноводство и в особенности коневодство, которое было связано с военной службой феодалов, развивалось маслоделие. В ряде районов широкое распростране­ние получило овцеводство. Расширялись и улучшались луга и паст­бища.

Постепенно совершенствовались орудия труда ремесленников и способы обработки сырья. Прежние ремёсла стали специали­зироваться. Так, например, раньше кузнец производил из металла все изделия. С течением времени от кузнечного промысла обосо­бились оружейный, гвоздарный, ножевой, слесарный, от кожевен­ного промысла отделились сапожный и шорный. В XVIXVII ве­ках в Европе получила распространение самопрялка. В 1600 г. был изобретён ленточный ткацкий станок.

Для совершенствования орудий труда решающее значение имело улучшение плавки и обработки железа. Вначале железо производилось весьма примитивным способом. В XIV веке начали применять водяное колесо, чтобы приводить в действие мехи для дутья и тяжёлые молоты для дробления руды. С усилением тяги в печах вместо ковкой массы стала получаться плавкая масса — чугун. С применением пороха в военном деле и появлением огне­стрельной артиллерии (в XIV веке) потребовалось много металла для ядер; с начала XV века их стали отливать из чугуна. Всё бо­лее требовалось металла для изготовления сельскохозяйственных и других орудий. В первой половине XV века появились первые доменные печи. Изобретение компаса способствовало дальней­шему развитию судоходства и мореплавания. Большое значение имело изобретение и распространение книгопечатания.

 

В Китае производительные силы и культура уже в VIXI веках достигли значительного развития, превосходя во многих отношениях Европу того времени. Китайцы первые изобрели компас, порох, писчую бумагу и в про­стейшей форме книгопечатание.

 

Развитие производительных сил феодального общества всё более наталкивалось на узкие рамки феодальных производ­ственных отношений. Крестьянство, находясь под ярмом фео­дальной эксплуатации, не было в состоянии далее увеличи­вать производство сельскохозяйственных продуктов. Произво­дительность подневольного крестьянского труда была чрезвы­чайно низка. В городе рост производительности труда ремесленника наталкивался на препятствия, создаваемые цеховыми уста­вами и правилами. Феодальный строй характеризовался медлен­ными темпами развития производства, рутиной, властью традиций.

Выросшие в рамках феодальною общества производительные силы требовали новых производственных отношений.

 

Зарождение капиталистического производства в недрах фео­дального строя. Роль торгового капитала.

 

 В эпоху феодализма происходило постепенное развитие товарного производства, рас­ширялось городское ремесло и всё более вовлекалось в обмен крестьянское хозяйство.

Производство мелких ремесленников и крестьян, основанное на частной собственности и на личном труде, создающее продукты для обмена, называется простым товарным производством.

Как уже говорилось, продукт, изготовляемый для обмена, яв­ляется товаром. Отдельные товаропроизводители затрачивают на производство одинаковых товаров неодинаковое количество труда. Это зависит от различных условий, в которых им приходится рабо­тать: товаропроизводители, располагающие более совершенными орудиями, затрачивают на производство одного и того же товара меньше труда по сравнению с другими товаропроизводителями. Наряду с различиями в орудиях труда имеют значение и разли­чия в силе, ловкости, искусстве работника и т. д. Но рынку нет дела до того, в каких условиях и какими орудиями произведён тот или другой товар. За одинаковые товары на рынке платят одну и ту же денежную сумму, независимо от тех индивидуаль­ных условий труда, в которых они произведены.

Поэтому товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда вследствие худших условий производства выше средних, при продаже своих товаров покрывают лишь часть этих затрат и разоряются. Наоборот, товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда благодаря лучшим условиям про­изводства ниже средних, при продаже своих товаров оказываются в выгодном положении и богатеют. Это усиливает конкуренцию. Происходит расслоение мелких товаропроизводителей: большин­ство из них всё больше беднеет, а незначительная часть богатеет.

Большим препятствием на пути развития товарного производ­ства служила государственная раздробленность при феодализме. Феодалы по своему произволу устанавливали пошлины на при­возимые товары, взимали дань за проезд через свои владения и создавали таким образом серьёзные препятствия для развития торговли. Потребности торговли и вообще экономического разви­тия общества вызывали необходимость уничтожения феодальной раздробленности. Рост ремесленного и сельскохозяйственного про­изводства, развитие общественного разделения труда между горо­дом и деревней привели к усилению экономических связей между различными районами внутри страны, к образованию националь­ного рынка. Образование национального рынка создавало эконо­мические предпосылки для централизации государственной власти. Зарождающаяся городская буржуазия была заинтересована в устранении феодальных перегородок и стояла за создание центра­лизованного государства.

Опираясь на более широкую прослойку незнатных дворян-помещиков, на «вассалов своих вассалов», а также на подымаю­щиеся города, короли нанесли феодальной знати решающие удары и укрепили своё положение. Они стали не только номиналь­ными, но и фактическими властелинами в государстве. Образова­лись крупные национальные государства в форме абсолютистских монархий. Преодоление феодальной раздроблённости и создание Централизованной государственной власти способствовало возник­новению и развитию капиталистических отношений.                                                                                         

Большое значение для возникновения капиталистического уклада имело также образование мирового рынка.

 

Во второй половине XV века турки захватили Константинополь и всю восточную часть Средиземного моря. Важнейшая артерия, по которой прохо­дили торговые пути между Западной Европой и Востоком, была перерезана. В поисках морского пути в Индию Колумб в 1492 г. открыл Америку, а в 1498 г. Васко да Гама, объехав вокруг Африки, открыл морской путь в Индию.

В результате этих открытий центр тяжести европейской торговли переме­стился со Средиземного моря на Атлантический океан, главная роль в тор­говле перешла к Нидерландам, Англии, Франции. Видную роль в европей­ской торговле играла Россия.

 

С возникновением мировой торговли и мирового рынка ре­месло оказалось не в состоянии удовлетворить возросший спрос на товары. Это ускорило переход от мелкого ремесленного произ­водства к крупному капиталистическому производству, основан­ному на эксплуатации наёмных рабочих.

Переход от феодального способа производства к капиталисти­ческому совершался двояким образом: с одной стороны, расслое­ние мелких товаропроизводителей порождало капиталистических предпринимателей, с другой стороны, торговый капитал в лице купцов непосредственно подчинял себе производство.

Цехи могли ограничивать конкуренцию и расслоение ремесленников, пока товарное производство было слабо развито. С развитием обмена конкуренция становилась всё сильнее. Мастера, работавшие на более широкий рынок, частью добивались отмены цеховых ограничений, частью просто обходили их. Они удлиняли рабочий день подмастерьев и учеников, увеличивали их число, применяли более производительные методы труда. Наиболее богатые мастера постепенно превращались в капиталистов, а бед­ные мастера, ученики и подмастерья — в наёмных рабочих.

Торговый капитал, разлагая натуральное хозяйство, содейство­вал возникновению капиталистического производства. Торговый капитал выступал первоначально в качестве посредника при об­мене товаров мелких производителей — ремесленников и кре­стьян — и при реализации феодалами части присваиваемого ими прибавочного продукта. В дальнейшем купец начал регулярно скупать у мелких производителей изготовленные ими товары и за­тем перепродавал их на более широком рынке. Купец тем самым становился скупщиком. С ростом конкуренции и появлением скуп­щика существенно менялось положение массы ремесленников. Обедневшие мастера вынуждены были обращаться за помощью к торговцу-скупщику, который ссужал их деньгами, сырьём и материалами при условии продажи ему готовых изделий по заранее установленной, низкой цене. Так мелкие производители попадали в экономическую зависимость от торгового капитала.

Постепенно в такой зависимости от богатого скупщика оказы­валось много обедневших мастеров. Скупщик раздавал им сырьё, например пряжу, для переработки её в ткань за определённую плату и таким образом превращался в раздатчика.

Разорение ремесленника приводило к тому, что скупщик снаб­жал его уже не только сырьём, но и орудиями труда. Так ремес­ленник лишался последней видимости самостоятельного суще­ствования и окончательно превращался в наёмного рабочего, а скупщик становился промышленным капиталистом.

Вчерашние ремесленники, собранные в мастерской капитали­ста, выполняли одинаковую работу. Вскоре, однако, обнаружи­лось, что некоторым из них лучше удаются одни операции, дру­гим — другие операции. В силу этого было выгоднее поручить каждому именно ту часть работы, в которой он наиболее искусен. Таким образом, в мастерских с более или менее значительным числом работников постепенно вводилось разделение труда.

Капиталистические предприятия, применяющие наёмных рабо­чих, работающих вручную на основе разделения труда, назы­ваются мануфактурами (Слово «мануфактура» буквально означает ручной труд).

 

Первые мануфактуры появились ещё в XIVXV веках во Флоренции и некоторых средневековых городах-республиках Италии. Затем в XVIXVIII веках мануфактуры различных отраслей производства — суконные, льняные, шёлковые, часовые, оружейные, стекольные — распространились во всех европейских странах.

В России мануфактуры стали возникать в XVII веке. В начале XVIII века, при Петре I, они стали развиваться более быстрыми темпами. Среди них были мануфактуры оружейные, суконные, шёлковые и другие. На Урале были созданы железоделательные заводы, рудники, солеварни.

В отличие от западноевропейских мануфактур, которые основывались на наёмном труде, на русских предприятиях в XVIIXVIII веках хотя и приме­нялся вольнонаёмный труд, но преобладал труд крепостных крестьян и при­креплённых рабочих. С конца XVIII века стали широко распространяться мануфактуры, основанные на вольнонаёмном труде. Этот процесс особенно усилился в последние десятилетия перед отменой крепостного права.

 

Процесс разложения феодальных отношений совершался и в деревне. С развитием товарного производства возрастала власть денег. Феодалы-крепостники переводили оброк и другие повинно­сти из натуральной формы в денежную. Крестьянам приходилось продавать продукты своего труда, а вырученные деньги уплачи­вать феодалам. У крестьян появилась постоянная нужда в день­гах. Этим пользовались скупщики и ростовщики для закабаления крестьян. Феодальный гнёт усиливался, положение крепостных ухудшалось.

Развитие денежных отношений дало сильный толчок дифференциации крестьянства, то есть расслоению его на различные социальные группы. Подавляющее большинство крестьянства нищало, задыхалось от непосильного труда и разорялось. Наряду с этим в деревне стали появляться кулаки-мироеды, эксплуатиро­вавшие односельчан путём кабальных ссуд, скупки у них за бесце­нок сельскохозяйственных продуктов, скота, инвентаря.

Таким образом в недрах феодального строя зародилось капи­талистическое производство.

 

Первоначальное накопление капитала. Насильственное обез­земеливание крестьян. Накопление богатств.

 

Капиталистическое производство предполагает два основных условия:

 1) наличие массы неимущих людей, лично свободных и в то же время лишён­ных средств производства и средств существования и в силу этого вынужденных наниматься работать на капиталистов, и

 2) накоп­ление денежных богатств, необходимых для создания крупных капиталистических предприятий.

Мы видели, что питательной средой для капитализма служило основанное на частной собственности мелкое товарное производ­ство с его конкуренцией, несущей обогащение немногим и разоре­ние большинству мелких производителей.  Но медлительность этого процесса не соответствовала потребностям нового мирового рынка, созданного великими открытиями конца XV века. Воз­никновение капиталистического способа производства было уско­рено применением самых грубых методов насилия со стороны крупных землевладельцев, буржуазии и государственной власти, находившейся в руках эксплуататорских классов. Насилие, по выражению Маркса, сыграло роль повивальной бабки, ускорившей рождение нового, капиталистического способа производ­ства.

Буржуазные учёные идиллически изображают историю возникновения класса капиталистов и класса рабочих. В незапамят­ные времена, утверждают они, существовала кучка старательных и бережливых людей, которые своим трудом накопили богатства. С другой стороны, существовала масса лентяев, бездельников, которые прокучивали всё своё достояние и превращались в неиму­щих пролетариев.

Эти басни защитников капитализма не имеют ничего общего с действительностью. На самом деле образование массы неиму­щих людей — пролетариев — и накопление богатств в руках немногих произошли путём насильственного лишения мелких производителей средств производства. Процесс отделения произ­водителей от средств производства (от земли, от орудий производ­ства и т. п.) сопровождался бесконечным рядом грабежей и жестокостей. Этот процесс называется первоначальным накоплением капитала, так как он предшествовал созданию крупного капиталистического производства.

Капиталистическое производство достигло значительного раз­вития раньше всего в Англии. В этой стране с конца XV века происходил мучительный процесс насильственного обезземелива­ния крестьян. Непосредственным толчком к этому послужил воз­росший спрос на шерсть со стороны крупных суконных мануфак­тур, возникших сначала во Фландрии, а затем и в самой Англии. Помещики стали разводить большие стада овец. Для овцеводства понадобились пастбища. Феодалы массами сгоняли крестьян с на­сиженных мест, захватывали земли, находившиеся в их постоян­ном пользовании, и превращали пашни в пастбища.

Изгнание крестьян с земли производилось разными способами и прежде всего путём открытого захвата общинных земель. Поме­щики огораживали эти земли, разрушали крестьянские дома, а крестьян насильственно выселяли. Если крестьяне пытались вер­нуть себе незаконно захваченную у них землю, на помощь феодалу приходила вооружённая сила государства. Государственная власть стала издавать в XVIII веке законы об «огораживании земель», освящая ограбление крестьян.

Разорённые и ограбленные крестьяне составляли бесчислен­ные толпы неимущих бедняков, которые заполняли города, сёла и дороги Англии. Не имея средств существования, они нищенствовали. Государственная власть издавала кровавые законы против экспроприированных. Законы эти отличались исключительной жестокостью. Так, в царствование английского короля Ген­риха VIII (XVI век) за «бродяжничество» было казнено 72 тысячи человек. В XVIII веке «бродяг» и бездомных вместо смертной казни заключали в «работные дома», заслужившие славу «домов ужаса». Так буржуазия старалась приучить деревенское населе­ние, лишённое земли и превращённое в бродяг, к дисциплине наёмного труда.

В царской России, вступившей на путь капиталистического развития позже других европейских стран, отделение производи­теля от средств производства осуществлялось теми же способами, как и в других странах. В 1861 г. царское правительство под влия­нием крестьянских восстаний вынуждено было отменить крепост­ное право.

 

Эта реформа была грандиозным ограблением крестьян. Помещики захва­тили две трети земли, оставив в пользовании крестьян только одну треть. Наиболее удобные земли, а также, в ряде случаев, выгоны, водопои, дороги к полю и т. д., находившиеся в пользовании крестьян, были отрезаны помещиками. В руках помещиков «отрезки» стали средством закабаления крестьян, которые оказались вынужденными арендовать эти земли у помещиков на са­мых тяжёлых условиях. Закон, объявив личную свободу крестьян, сохранил временно барщину и оброк. За полученный урезанный надел земли крестьянин обязан был нести эти повинности в пользу помещика до тех пор, пока земля не будет выкуплена. Размер выкупных платежей исчислялся по вздутым ценам на землю и составил около двух миллиардов рублей.

 

Характеризуя крестьянскую реформу 1861 г., Ленин писал: «Это — первое массовое насилие над крестьянством в интересах рождающегося капитализма в земледелии. Это — помещичья «чистка земель» для капитализма» В. И. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов.

Обезземеливанием крестьян был достигнут двойной резуль­тат. С одиой стороны, земля попала в частную собственность сравнительно небольшой кучки землевладельцев. Сословная фео­дальная собственность на землю превращалась в буржуазную собственность. С другой стороны, был обеспечен обильный приток в промышленность свободных рабочих, готовых наняться к капи­талистам.

Для возникновения капиталистического производства необхо­димо было, кроме наличия дешёвой рабочей силы, накопление в немногих руках крупных богатств в виде денежных сумм, кото­рые можно превратить в любые средства производства и употре­бить на наём рабочих.

В средние века большие денежные богатства были накоплены торговцами и ростовщиками. Эти богатства послужили впослед­ствии основанием для организации многих капиталистических предприятий.

Покорение Америки, сопровождавшееся массовым ограбле­нием и истреблением туземного населения, принесло завоевателям несметные богатства, которые стали расти ещё быстрее в резуль­тате эксплуатации богатейших рудников благородных металлов. Для рудников нужны были рабочие руки. Туземное население — индейцы — массами погибало, не выдерживая каторжных условий труда. Европейские купцы организовали в Африке охоту за нег­рами, которая велась по всем правилам охоты за дикими зверями. Торговля неграми, вывезенными из Африки и превращёнными в рабов, была исключительно выгодна. Барыши работорговцев достигали баснословных размеров. На хлопководческих планта­циях Америки стал широко применяться рабский труд негров.

Одним из важнейших источников образования крупных со­стояний служила также колониальная торговля. Для торговли с Индией голландские, английские и французские купцы органи­зовали ост-индские компании. Эти компании пользовались под­держкой своих правительств. Им была предоставлена монополия на торговлю колониальными товарами и право неограниченной эксплуатации колоний с применением любых мер насилия. Ба­рыши ост-индских компаний исчислялись сотнями процентов в год. В России крупные барыши доставляла купцам хищническая тор­говля с населением Сибири и грабительская система винных отку­пов, состоявшая в том, что государство предоставляло частным предпринимателям за определённую плату право производства и продажи спиртных напитков.

В результате огромные денежные богатства сосредоточились в руках торгового и ростовщического капитала.

Так ценою грабежа и разорения массы мелких производителей были накоплены денежные богатства, необходимые для создания крупных капиталистических предприятий.

Характеризуя этот процесс, Маркс писал: «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят»                              К. Маркс, Капитал, т. I.

 

Восстания крепостных крестьян. Буржуазные революции. Гибель феодального строя.

 

Борьба крестьянства против феода­лов-помещиков происходила на протяжении всей эпохи феода­лизма, но особой остроты она достигла к концу этой эпохи.

 

Франция в XIV веке была охвачена крестьянской войной, которая вошла в историю под названием «Жакерия». Нарождающаяся буржуазия городов на первых порах поддержала это движение, но в решительный момент отошла от него.

В Англии к конце XIV века вспыхнуло крестьянское восстание, охватив­шее большую часть страны. Вооружённые крестьяне во главе с Уотом Тайлером прошли по стране, громя помещичьи усадьбы и монастыри, и захватили Лондон. Феодалы прибегли к насилию и обману, чтобы подавить восстание. Тайлер был предательски убит. Поверив посулам короля и феодалов, восстав­шие разошлись по своим домам. После этого по деревням прошли карательные экспедиции, учинившие жестокие расправы над крестьянами.

Германия в начале XVI века была объята крестьянской войной, поддер­жанной городскими низами. Во глазе восставших стоял Томас Мюнцер. Крестьяне требовали отмены дворянского произвола и насилия.

В России особенно крупными были крестьянские войны во главе со Степаном Разиным в XVII веке и Емельяном Пугачёвым в XVIII веке. Вос­ставшие крестьяне добивались отмены крепостного права, передачи им поме­щичьих и казённых земель, ликвидации господства помещиков. Обострение кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства в 50-х годах XIX века выразилось в широкой волне крестьянских восстаний накануне реформы 1861 г.

Огромные по своим масштабам крестьянские войны и восстания происхо­дили на протяжении сотен лет в Китае. Восстание тайпинов в эпоху Цинской династии (середина XIX века) охватило многомиллионные массы крестьянства. Восставшие заняли древнюю столицу Китая — Нанкин. Аграрный закон тайпи­нов провозглашал равенство в пользовании землёй и другим имуществом. В государственной организации тайпинов своеобразно сочетались монархия с крестьянской демократией, что свойственно крестьянским движениям и дру­гих стран.

 

Революционное значение крестьянских восстаний заключалось в том, что они расшатали основы феодализма и привели в конеч­ном счёте к отмене крепостного права.

Переход от феодализма к капитализму в странах Западной Европы совершился через буржуазные революции. Борьба кре­стьян против помещиков была использована подымающейся буржуазией, для того чтобы ускорить гибель феодального строя, заменить крепостническую эксплуатацию эксплуатацией капитали­стической и захватить власть в свои руки. В буржуазных револю­циях крестьяне составляли основную массу бойцов против фео­дализма. Так было в первой буржуазной революции в Нидерлан­дах (Голландия и Бельгия) в XVI веке. Так было в английской революции XVII века. Так было в буржуазной революции во Фран­ции в конце XVIII века.

Плодами революционной борьбы крестьянства воспользова­лась буржуазия, пробравшись на его плечах к власти. Крестьяне были сильны своей ненавистью к угнетателям. Но крестьянские восстания носили стихийный характер. Крестьянство как класс мелких частных собственников было раздроблено и не могло со­здать ясной программы и крепкой, сплочённой организации для борьбы. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочим движением и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Но в период бур­жуазных революций XVII и XVIII веков рабочий класс был ещё слаб, малочислен и неорганизован.

В недрах феодального общества созрели более или менее гото­вые формы капиталистического уклада, вырос новый эксплуата­торский класс — класс капиталистов — и наряду с этим появились массы людей, лишённых средств производства,— пролетариев.

В эпоху буржуазных революций буржуазия использовала про­тив феодализма экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, низвергла феодальные производственные отношения, создала но­вые, буржуазные производственные отношения и привела производ­ственные отношения в соответствие с характером производитель­ных сил, созревших в недрах феодализма.

Буржуазные революции покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма.

 

Экономические воззрения эпохи феодализма

 

В экономических взглядах феодальной эпохи нашёл свое отражение господствовавший в то время строй общественных отношений. В феодальном об­ществе вся умственная жизнь находилась под контролем духовенства и про­текала в религиозно-схоластической форме. Поэтому рассуждения о хозяйст­венной жизни того времени составляли особые разделы в богословских трактатах.

Экономические и другие воззрения эпохи феодализма в Китае в течение многих веков находились под влиянием учения Конфуция. Конфуцианство как религиозная идеология возникло ещё в V веке до нашего летосчисления. Со­циально-экономические воззрения конфуцианства сводятся к освящению единого феодального государства под властью монарха, требуют строгого сохранения сословной феодальной иерархии как в государственном устройстве, так и в се­мейной жизни. По словам Конфуция, «тёмные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам. Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка». Конфуций и его последователи, защищая интересы феодальных эксплуататоров, идеализировали наиболее отсталые, консервативные формы хозяйства. Они восхваляли «золотой век» патриархальной старины. Конфу­цианство в своём развитии превратилось в официальную идеологию феодаль­ной знати.

Один из идеологов феодализмл в средневековой Европе — Фома Аквин­ский (XIII век) — пытался обосновать необходимость феодального общества божественным законом. Провозглашая феодальную собственность необходи­мой и разумной и объявляя крепостных крестьян рабами, Фома Аквинскй в противоположность древним рабовладельцам утверждал, что «в своём духе раб свободен» и поэтому господин не имеет права убивать раба. Труд уже не считался недостойным свободного человека. Фома Аквинский рассматривал физический труд как труд чёрный, а умственный — как труд благородный. В таком разделении он видел основание для сословного деления общества. В его взглядах на богатство проявился тот же феодально-сословный подход. Каждый человек должен располагать богатством в соответствии с тем положением, которое он занижает на феодальной иерархи­ческой лестнице. С этой точки зрения характерно учение средневековых богословов о так называемой «справедливой цене». «Справедливая» цена должна отражать   количество   труда, затраченного   на   производство товара, и сословное положение производителя.

Средневековые защитники «справедливой» цены нисколько не возражали против купеческой прибыли. Они лишь стремились ввести прибыль в такие  рамки, при которых она не угрожала бы хозяйственному существованию дру­гих сословий. Они осуждали ростовщичество как занятие низкое и безнрав­ственное. Однако с развитием товарного производства и обмена само духо­венство стало принимать участие в ростовщических операциях; вместе с тем отношение церкви к ростовщичеству становилось всё более терпимым.

Классовая борьба угнетённых и эксплуатируемых масс против господ­ствующих классов феодального общества в течение ряда веков развёртыва­лась в религиозной форме. Требования эксплуатируемых крестьян и подма­стерьев часто обосновывались цитатами из библии. Большое распространение имели всевозможные секты. Католическая церковь, инквизиция жестоко пре­следовали «еретиков», сжигали их на кострах.

С развитием классовой борьбы религиозная форма движения угнетённых масс отступала на задний план и всё отчётливее выступал революционный характер этого движения. Крестьяне требовали ликвидации крепостного раб­ства, отмены феодальных привилегий, установления равноправия, отмены сословий и т. п.

В ходе крестьянских войн в Англии, Чехии, Германии лозунги восстав­ших принимали всё более радикальный характер. Стремление эксплуатируе­мых масс деревни и города к равенству выражалось в требовании общности имуществ. Это было стремление к равенству в области потребления. Хотя требование общности имуществ было неосуществимым, оно имело в ту историческую эпоху революционное значение, так как поднимало массы на борьбу против феодального гнёта.

К исходу феодальной эпохи выступили два выдающихся ранних социа­листа-утописта— англичанин Томас Мор, написавший книгу «Утопия» (XVI век), и итальянец Томазо Кампанелла, книга которого называется «Город Солнца» (XVII век). Видя растущие неравенство и противоречия современного им общества, эти мыслители в своеобразной форме изло­жили свои взгляды на причины общественных бедствий: они дали описание идеальных, по их мнению, общественных порядков, при которых эти бедствия будут устранены.

В книгах этих утопистов описывается общественный строй, свободный от частной собственности и всех сопутствующих ей пороков. Каждый в этом обществе занимается как ремесленным, так и сельскохозяйственным трудом. Все жители работают по шесть ила даже по четыре часа в день, и плодов их труда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. Продукты рас­пределяются по потребностям. Воспитание детей является общественным делом.

Произведения Мора и Кампанеллы сыграли прогрессивную роль в ходе развития общественной мысли. Они содержали идеи, значительно опередив­шие развитие общества того времени. Но Мор и Камланелла не знали зако­нов общественного развития, их идеи были неосуществимыми, утопическими. В то время нельзя было уничтожить общественное неравенство: уровень про­изводительных сил требовал перехода от феодальной эксплуатации к капи­талистической.

Возникновение капитализма относится к XVI веку. К этому же веку относятся первые попытки осмыслить и объяснить ряд явлений капитализма. Так зародилось и развилось в XVIXVIII веках направление экономической мысли и политики, известное под названием меркантилизма.

Меркантилизм возник в Англии, затем он появился во Франции, Италии и в других странах. Меркантилисты ставили вопрос о богатстве страны, о формах богатства и о путях его роста.

Это было время, когда капитал — в форме торгового и ростовщического капитала—господствовал в сфере торговли и кредита. В области же произ­водства он делал только первые шаги, основывая мануфактуры. После откры­тия и завоевания Америки в Европу хлынул поток благородных металлов. Золото и серебро затем беспрерывно перераспределялись между отдельными европейскими государствами как посредством войн, так и путём внешней торговли.

В своём понимании природы богатства меркантилисты исходили из по­верхностных явлений обращения. Они сосредоточили внимание не на произ­водстве, а на торговле и денежном обращении, в особенности на движении золота и серебра.

В глазах меркантилистов единственным истинным богатством были не общественное производство и его продукты, а деньги — золото и серебро. Меркантилисты требовали от государства активного вмешательства в хозяй­ственную жизнь, с тем чтобы возможно больше денег притекало в страну и возможно меньше уходило за её пределы. Ранние меркантилисты стреми­лись добиться этого чисто административными мерами запрещения вывоза денег из страны. Более поздние меркантилисты считали необходимым в этих целях расширять внешнюю торговлю. Так, английский представитель меркан­тилизма Томас Мен (1571—1641) — крупный купец и директор Ост-Индской компании — писал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и ваших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих това­ров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».

Меркантилисты выражали интересы нарождающейся в недрах феодализма буржуазии, стремящейся накопить богатство в форме золота и серебра путём развития внешней торговли, колониальных грабежей и торговых войн, порабо­щения отсталых народов. В связи с развитием капитализма они стали тре­бовать, чтобы государственная власть покровительствовала развитию про­мышленных предприятий — мануфактур. Были установлены вывозные пре­мии, которые уплачивались купцам, продающим товары на внешнем рьшке. Ещё большее значение вскоре приобрели ввозные пошлины. С развитием мануфактур, а затем фабрик обложение ввозимых товаров пошлинами ста­новилось наиболее распространённой мерой защиты отечественной промыш­ленности от иностранной конкуренции.

Такая покровительственная политика называется протекционизмом. Во многих странах она сохранялась долгое время после того, как были прео­долены представления меркантилизма.

В Англии покровительственные пошлины имели большое значение в XVI и XVII веках, когда ей угрожала конкуренция со стороны более разви­тых мануфактур Нидерландов. С XVIII века Англия прочно завоёвывает про­мышленное первенство. Другие, менее развитые страны не могли с ней кон­курировать. В связи с этим в Англии начинают пробивать себе дорогу идеи свободы торговли.

Иное положение создалось в странах, вступивших на капиталистический путь позже Англии. Так, во Франции в XVII веке министр Людовика XIV Кольбер, который фактически управлял страной, создал широко разветвлён­ную систему государственного покровительства мануфактурам. Его система включала высокие ввозные пошлины, запрет вывоза сырья, насаждение ряда новых отраслей, создание компаний для внешней торговли и т. п.

Меркантилизм сыграл прогрессивную для своего времени роль. Протекционистская политика, вдохновляемая идеями меркантилизма, немало способствовала распространению мануфактур. Но во взглядах меркантилистов на богатство отражалась тогдашняя неразвитость капиталистического произ­водства. Дальнейшее развитие капитализма всё ярче обнаруживало несо­стоятельность представлений меркантильной системы.

В России в XVIIXVIII веках господствовала феодально-крепостниче­ская система хозяйства. Хозяйство в основе своей было натуральным. В то же время значительное развитие получили торговля и ремесло, образовался национальный рынок, стали возникать мануфактуры. Эти экономические из­менения в стране способствовали укреплению абсолютизма в России.

Отражая исторические и экономические особенности страны, предста­вители русской экономической мысли развивали некоторые идеи мерканти­лизма. Однако в отличие от многих западноевропейских меркантилистов они придавали большое значение не только торговле, но и развитию промышленно­сти и сельского хозяйства.

Экономические воззрения того времени нашли своё выражение в работах и мероприятиях государственного деятеля России XVII века А. Л. Ордын-Нащокина, в экономической политике Петра I, в работах крупнейшего рус­ского экономиста начала XVIII века И. Т. Посошкова.

В своём труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.) И. Т. Посошков изложил обширную программу экономического развития России и дал раз­вёрнутое обоснование этой программы. Посошков доказывал необходимость проведения в России ряда экономических мероприятий, преследующих задачу покровительства развитию отечественной промышленности, торговли, сель­ского хозяйства, улучшения финансовой системы страны.

В последней трети XVIII века в России наметилась тенденция к разло­жению феодально-крепостнических отношений, резко усилившаяся в первой четверти XIX века, а позже переросшая в прямой кризис крепостничества.

Зачинатель революционно-демократического направления в обществен­ной мысли России А. Н. Радищев (1749—1802) был выдающимся экономи­стом своего времени. Решительно выступая против крепостничества, в защиту угнетённого крестьянства, Радищев дал уничтожающую критику крепостниче­ской системы, разоблачал эксплуататорский характер богатства помещиков-крепостников, владельцев мануфактур и торговцев и обосновывал право соб­ственности на землю тех, кто её обрабатывает своим трудом. Радищев был твёрдо убеждён, что самодержавие и крепостничество могут быть ликвидированы только революционным путём. Он разработал прогрессивную для своего времени систему экономических мероприятий, осуществление которых обеспечило бы переход Россию к буржуазно-демократическому строю.

Декабристы, выступившие в первой половине XIX века, были револю­ционными деятелями того исторического периода в России, когда назревала необходимость смены феодализма капитализмом. Они направляли остриё своей критики против крепостничества. Выступая горячими поборниками развития производительных сил России, они считали важнейшим условием этого развития отмену крепостного права, освобождение крестьян. Декабристы не только выдвинули лозунг борьбы с крепостным правом и самодержавием, но и организовали вооружённое восстание против абсолютистской монархии. П. И. Пестель (1793—1826) разработал оригинальный проект решения аграр­ного вопроса в России. В составленном Пестелем своего рода проекте консти­туции, названном им «Русской Правдой», предусматривалось безотлагатель­ное и полное освобождение крестьян от крепостной зависимости, а также экономические мероприятия, направленные к защите интересов крестьян и в дальнейшем. В этих целях Пестель считал необходимым создать особый общественный земельный фонд, из которого каждый крестьянин мог бы получать бесплатно в своё пользование землю, необходимую для его суще­ствования. Этот фонд должен быть образован за счёт части земель поме­щиков и казны, причём у наиболее крупных помещиков часть их земли должна быть отчуждена безвозмездно. Декабристы, как революционеры, вышедшие из среды дворянства, были далеки от народа, но их идеи борьбы против крепостничества содействовали росту революционного движения в России.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистического уклада складывалась идеология буржуазии, поднимавшейся к своему господ­ству. Эта идеология была направлена против феодального строя и против религии как идеологического орудия феодалов. В силу этого мировоззрение боровшейся за власть буржуазии в ряде стран носило прогрессивный харак­тер. Её наиболее видные представители — экономисты и философы — под­вергли решительной критике все устои феодального общества: экономические, политические, религиозные, философские и моральные. Они сыграли крупную роль в идеологическом подготовлении буржуазной революции, оказав прогрес­сивное влияние на развитие науки и искусства.

 

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.        Феодализм возник на почве распада рабовладельче­ского общества и разложения сельской общины племён, завоевавших рабовладельческие государства. В тех стра­нах, где рабовладельческого строя не было, феодализм возник на почве разложения первобытно-общинного строя. Родовая знать и военачальники племён захватили в свои руки большое количество земель и раздавали их своим при­ближённым. Произошло постепенное закрепощение кре­стьян.

2.         Основой   производственных   отношений   феодального общества  являлась   собственность   феодала   на   землю   и неполная собственность на работника   производства — кре­постного крестьянина. Наряду с феодальной собственностью существовала    единоличная   собственность   крестьянина  и ремесленника, основанная на личном труде. Труд крепост­ных крестьян был основой существования феодального об­щества. Крепостническая эксплуатация выражалась в том, что крестьяне вынуждены были отбывать в пользу феодала барщину или платить ему натуральный и денежный оброк. Крепостная зависимость по своей тяжести для крестьянина часто немногим отличалась от рабства. Однако крепостной строй открывал некоторые возможности развития произво­дительных сил, так как  крестьянин  известную  часть  времени мог работать в собственном хозяйстве и имел некото­рую заинтересованность в труде.

3.         Главные черты основного экономического закона фео­дализма состоят примерно в следующем: присвоение феода­лами для  своего   паразитического   потребления  прибавоч­ного продукта путём эксплуатации зависимых крестьян на основе собственности феодала на землю   и   неполной  соб­ственности  его  на работников  производства — крепостных.

4.          Феодальное   общество,   особенно   в   период   раннего средневековья, было   раздроблено   на мелкие княжества и государства.   Господствующими    сословиями    феодального общества   были   дворянство   и   духовенство.   Крестьянское сословие не имело политических прав. На протяжении всей истории    феодального   общества    происходила    классовая борьба между крестьянами и феодалами. Феодальное госу­дарство,   выражая   интересы    дворянства   и   духовенства, являлось активной силой, помогавшей им укреплять за собой право   феодальной   собственности   на   землю  и   усиливать эксплуатацию бесправных и угнетённых крестьян.

5.         В эпоху феодализма   преобладающую   роль   играло земледелие, причём хозяйство носило в основном натураль­ный характер. С развитием общественного разделения труда и обмена оживлялись старые города, сохранившиеся после падения рабовладельческого строя, и возникали новые го­рода. Города были центрами ремесла и торговли. Ремесло было организовано в цехи, которые стремились не допускать конкуренции. Торговцы объединились в купеческие гильдии.

6.         Развитие товарного производства, разлагая натураль­ное хозяйство, приводило к дифференциации крестьян и ре­месленников.     Торговый     капитал    ускорял    разложение ремесла и содействовал возникновению капиталистических предприятий — мануфактур. Феодальные ограничения и раз­дроблённость   тормозили    рост    товарного производства. В ходе дальнейшего развития  образовался национальный рынок. Возникло централизованное феодальное государство в виде абсолютистских монархий.

7.          Первоначальное   накопление   капитала   подготовило условия для возникновения капитализма. Огромные  массы мелких производителей — крестьян   и ремесленников — ли­шались   средств   производства. Большие денежные   богат­ства, сосредоточенные в руках крупных земельных собствен­ников, купцов, ростовщиков, были созданы путём насиль­ственного    обезземеливания     крестьянства,    колониальной торговли, налогов, торговли рабами. Так ускорялось обра­зование   основных   классов   капиталистического   общества: наёмных   рабочих и капиталистов. В недрах   феодального общества выросли и созрели более или менее готовые формы капиталистического уклада.

8.         Производственные   отношения    феодализма,   низкая производительность  подневольного  труда  крепостных кре­стьян, цеховые   ограничения препятствовали   дальнейшему развитию   производительных   сил.   Восстания    крепостных крестьян расшатали феодальный строй и привели к ликви­дации крепостного права. Во главе борьбы за   свержение феодализма встала буржуазия. Она использовала револю­ционную борьбу крестьян против феодалов, чтобы захватить власть   в   свои  руки.   Буржуазные   революции   покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма, открыли простор для развития производительных сил.