ГЛАВА  VI

МАШИННЫЙ ПЕРИОД
КАПИТАЛИЗМА

 

Переход от мануфактуры к машинной индустрии.

 

 До тех пор, пока производство базировалось на ручном труде, как это было в мануфактурный период, капитализм не мог осуществить корен­ного преобразования всей экономической жизни общества. Такое преобразование произошло с переходом от мануфактуры к машин­ной индустрии, которая стала зарождаться в последней трети XVIII столетия и получила распространение в важнейших капи­талистических странах Европы и в США в течение XIX столетия. Крупная машинная индустрия представляет собою третью, наибо­лее высокую, ступень развития капиталистического производства.

Переход от мануфактуры к машинной индустрии означал полный технический переворот в производстве. Материально-технической основой этого переворота явилась машина.

Всякая развитая машина состоит из трёх частей:

1) машины-двигателя,

2) передаточного механизма,

3) рабочей машины.

 

Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Она либо сама порождает двигательную силу (например, паровая машина), либо получает её извне, от какой-нибудь готовой силы природы (например, водя­ное колесо, приводимое в движение силой падающей воды).

Передаточный механизм состоит из всякого рода приспособлений (трансмиссий, зубчатых колёс, ремней, электроприводов и др.), которые регу­лируют движение, изменяют в случае необходимости его форму (например, превращают из прямолинейного в круговое), распределяют его и переносят на рабочую машину. Как машина-двигатель, так и передаточный механизм служат для того, чтобы приводить в движение рабочую машину.

Рабочая машина непосредственно воздействует на предмет труда и про­изводит в нём необходимые изменения в соответствии с поставленной целью. Если присмотреться ближе к рабочей машине, то в ней можно найти, хотя часто в очень изменённой форме, в общем те   же орудия, которые употреб­ляются и при ручном труде. Но во всех случаях это уже не орудия ручного труда, а орудия-механизмы, механические   орудия. Рабочая машина явилась исходным пунктом переворота, который привёл к замене мануфактуры машинным производством. После того  как   были изобретены   механические   орудия, произошли коренные изменения  в  устройстве двигательных и  передаточных механизмов.

 

 

В своей ненасытной погоне за наживой капитал обрёл в ма­шине могучее средство повышения производительности труда.

 

Во-первых, применение машин, действующих одновременно мно­жеством орудий, освободило производственный процесс от узких рамок, обусловленных ограниченностью органов человека.

Во-вто­рых, применение машин впервые дало возможность использо­вать в процессе производства огромные новые источники энер­гии — двигательную силу пара, газа и электричества.

В-третьих, применение машин позволило капиталу поставить на службу производству науку, расширяющую власть человека над приро­дой и открывающую всё новые возможности повышения произво­дительности труда.

 

На основе крупной машинной индустрии утвердилось господство капиталистического способа производ­ства.

 

Промышленный переворот.

 

 Начало крупной машинной инду­стрии было положено в Англии. В этой стране сложились благо­приятные исторические условия для быстрого развития капитали­стического способа производства: ранняя отмена крепостного права и ликвидация феодальной раздроблённости, победа буржу­азной революции в XVII веке, насильственное обезземеливание крестьянства, а также накопление капиталов путём широко разви­той торговли и ограбления колоний.

В середине XVIII века Англия являлась страной с большим количеством мануфактур. Важнейшей отраслью промышленности было текстильное производство. Именно с этой отрасли началась промышленная революция, происшедшая в Англии в течение по­следней трети XVIII века и первой четверти XIX века.

Расширение рынка и погоня капиталистов за прибылью обу­словили необходимость совершенствования техники производства. В хлопчатобумажной промышленности, развивавшейся быстрее других отраслей производства, господствовал ручной труд. Глав­ными операциями в хлопчатобумажной промышленности являются пряденье и ткачество. Продукт труда прядильщиков служит пред­метом труда ткача. Рост спроса на хлопчатобумажные ткани ска­зался прежде всего на технике ткачества: в 1733 г. был изобретён самолётный челнок, повысивший вдвое производительность труда ткача. Это вызвало отставание прядения от ткачества. На мануфактурах ткацкие станки часто простаивали из-за недостатка пряжи. Возникла насущная потребность в улучшении прядильной техники.

Эта задача бнла разрешена путём изобретения (в 1765— 1767 гг.) прядильных машин, каждая из которых имела полтора-два десятка веретён. Двигательной силой первых машин был сам человек или рабочий скот, затем появились машины, которые при­водились в движение силой воды. Дальнейшие технические усовер­шенствования позволили не только увеличить выработку пряжи, но и улучшить её качество. В конце XVIII века уже существовали прядильные машины, имевшие до 400 веретён. В результате этих изобретений   производительность труда в прядении сильно воз­росла.

В хлопчатобумажной промышленности возникло теперь новое несоответствие: пряденье обогнало ткачество. Это несоответствие было устранено изобретением в 1785 г. механического ткацкого станка. После ряда усовершенствований механический ткацкий станок получил в Англии широкое распространение и к 40-м го­дам XIX века полностью вытеснил ручное ткачество. Коренным изменениям подверглись и процессы обработки тканей — отбелка, крашение, печатание. Применение химии сократило длительность этих процессов и улучшило качество продукции.

Первые текстильные фабрики строились по руслам рек, и ма­шины приводились в действие при помощи водяных колёс. Это сильно ограничивало возможности применения машинной техники. Необходим был новый вид двигателя, не зависящего от местности и времени года. Таким двигателем явилась паровая машина (изо­бретённая в России в       1763 г., но не получившая тогда распростра­нения; в Англии паровая машина была изобретена в 1784 г.).

Применение паровой машины имело огромное значение. Паро­вая машина представляет собой двигатель универсального зна­чения, свободный от многочисленных недостатков, свойственных водяному двигателю. Потребляя уголь и воду, паровая машина производит двигательную силу, которая находится всецело под контролем человека. Эта машина подвижна; она освобождает промышленность от привязанности к природным источникам энер­гии и даёт возможность концентрировать производство в любом месте.

Паровая машина стала быстро распространяться не только в Англии, но и за её пределами, создавая предпосылки для появления крупных фабрик с множеством машин и большим количе­ством рабочих.

Машины революционизировали производство во всех отраслях промышленности. Они охватили не только хлопчатобумажное производство, но получили применение и в шерстяной, льняной, шёлковой промышленности. Вскоре были найдены способы исполь­зования паровой машины на транспорте: в 1807 г. в США был создан первый пароход, а в 1825 г. в Англии была построена пер­вая железная дорога.

Первоначально машины изготовлялись на мануфактурах при помощи ручного труда. Они обходились дорого, были недостаточно мощны и совершенны. Мануфактуры не могли изготовлять такое количество машин, какое требовалось для быстро растущей про­мышленности. Задача была разрешена переходом к машинному производству машин. Возникла новая, быстро развивавшаяся отрасль промышленности — машиностроение. Первые машины изготовлялись преимущественно из дерева. Затем деревянные части машин стали вытесняться металлическими. Замена дерева металлом, повысив долговечность и прочность машин, открыла возможность работать с такой скоростью и с таким напряжением, какие раньше были немыслимы. В начале XIX века были изобре­тены механические молоты, прессы, металлообрабатывающие станки: токарный, затем фрезерный и сверлильный.

Для производства машин, паровозов, рельсов, пароходов понадобилась огромное количество железа и стали. Стала быстро развиваться металлургия. В развитии металлургии большое значение имело открытие способа плавки железных руд на минеральном топ­ливе вместо древесного. Всё более совершенствовались доменные печи. С 30-х годов XIX столетия холодное дутьё стало заменяться горячим, что ускоряло доменный процесс и давало большую эконо­мию топлива. Были открыты новые, более совершенные способы выплавки стали. Распространение паровой машины, рост металлур­гии вызвали потребность в огромных количествах каменного угля, что привело к быстрому росту каменноугольной промышленности.

В результате промышленного переворота Англия преврати­лась в промышленную мастерскую мира. Вслед за Англией ма­шинное производство стало распространяться в других странах Европы и в Америке.

 

Промышленный переворот во Франции происходил в течение нескольких десятилетий после буржуазной революции 1789—1794 гг. Господствующее положение в промышленности Франции капиталистическая фабрика заняла только во второй половине XIX столетия.

В Германии вследствие её феодальной раздроблённости и длительного сохранения крепостнических отношений промышленный переворот совер­шился позже, чем в Англии и Франции. Крупная индустрия стала разви­ваться в Германии только с 40-х годов XIX столетия и особенно быстро — после объединения Германии в единое государство в 1871 г.

В Соединённых Штатах Америки крупная промышленность возникла в начале XIX столетия. Американская машинная индустрия стала быстро развиваться после гражданской войны 1861—1865 гг. При этом широко использовались технические достижения английской промышленности, а также приток свободных капиталов и кадров квалифицированных рабочих из Европы.

В России переход от мануфактуры к машинной стадии производства начался ранее отмены крепостного права, но во всей широте развернулся в первые десятилетия после крестьянской реформы 1861 г. Однако и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостниче­ского строя в стране тормозили переход промышленности от ручного произ­водства к машинному. Особенно ярко это сказалось на горной промышленности Урала.

 

Капиталистическая индустриализация.

 

Промышленный пере­ворот положил начало капиталистической индустриализации. Основой индустриализации является тяжёлая промышленность, производство средств производства.

Капиталистическая индустриализация осуществляется сти­хийно, в погоне капиталистов за прибылью. Она начинается обычно с развития лёгкой промышленности, то есть отраслей, производящих предметы личного потребления. В этих отраслях требуется меньше вложений средств, капитал оборачивается здесь быстрее и получение прибыли является более лёгким делом, чем в тяжёлой промышленности, то есть в отраслях, производящих орудия труда и другие средства производства — машины, металл, топливо. Тяжёлая промышленность начинает развиваться лишь по истечении длительного срока, в продолжение которого лёгкая промышленность накопляет прибыли. Эти прибыли постепенно перекачиваются в тяжёлую промышленность. Таким образом, ка­питалистическая индустриализация представляет собой процесс, продолжающийся многие десятилетия.

 

В Англии, например, долгое время быстрее других росла текстильная промышленность. На протяжении первой половины XIX века она оставалась главной, наиболее развитой отраслью английской промышленности. Во вто­рой половине XIX века преобладающую роль стала играть тяжёлая про­мышленность. Такая же последовательность в развитии отраслей промышлен­ности имела место и в других капиталистических странах.

Во второй половине XIX века продолжала развиваться металлургия; улучшалась техника плавки металла, возрастал размер доменных печей. Быстро росло производство чугуна. В Англии производство чугуна со 193 тысяч тонн в 1800 г. поднялось до 2285 тысяч тонн в 1850 г., 6059 тысяч тонн в 1870 г. и 7873 тысяч тонн в 1880 г.; в США—с 41 тысячи тонн в 1800 г. до 573 тысяч тонн в 1850 г., 1692 тысяч тонн в 1870 г. и 3897 тысяч тонн в 1880 г.

 

До последней трети XIX века паровая машина оставалась единственным видом двигателя, применявшимся в крупной промышленности и на транспорте. Пар сыграл огромную роль в развитии машинной индустрии. На протяжении всего XIX века продолжалось дальнейшее совершенствование парового двигателя — возрастала мощность паровых машин, степень использования теп­ловой энергии. В 80-х годах XIX века была создана паровая тур­бина. Благодаря своим преимуществам она стала вытеснять в ряде отраслей паровую машину.

Однако чем больше росла крупная промышленность, тем быстрее обнаруживалась недостаточность пара как двигательной силы. Был изобретён новый тип двигателя — двигатель внутрен­него сгорания, сначала газовый      (1877 г.), а затем двигатель, рабо­тающий на жидком топливе, дизель (1893 г.). В последней трети XIX века на арену хозяйственной жизни выступила новая могучая сила, ещё более революционизирующая производство,— электри­чество.

В XIX веке машинная техника охватывает одну отрасль промышленности за другой. Развивается горная промышленность — добыча руды, каменного угля. В связи с изобретением двигателя внутреннего сгорания увеличивается добыча нефти. Широкое раз­витие получает химическая промышленность. Быстрый рост круп­ной машинной индустрии сопровождался усиленным строитель­ством железных дорог.

Капиталистическая индустриализация осуществляется как за счёт эксплуатации наёмных рабочих и разорения крестьянства своей страны, так и за счёт ограбления трудящихся других стран, в особенности колоний. Она неизбежно ведёт к обострению противоречий капитализма, к обнищанию миллионных масс рабочих, крестьян и ремесленников.

История знает различные пути капиталистической индустриализации. Первый путь капиталистической индустриализации — это путь захват и ограбления колоний. Так развивалась промышлен­ность Англии. Захватив колонии во всех частях света, Англия в продолжение двух веков выкачивала оттуда огромные барыши и вкладывала их в свою промышленность.

Второй путь — это путь войны и контрибуций, взимаемых странами-победителями с побеждённых стран. Так, Германия, разгромив Францию во франко-прусской войне, принудила её уплатить 5 миллиардов франков контрибуции и вложила их в свою промышленность.

Третий путь — это путь кабальных концессий и займов, кото­рые приводят к экономической и политической зависимости отста­лых стран от стран, капиталистически развитых. Царская Россия, например, сдавала концессии и получала займы у западных дер­жав на кабальных условиях, стараясь таким образом выбраться постепенно на путь индустриализации. Это привело к превраще­нию царской России в полуколонию.

В истории отдельных стран эти различные пути капиталисти­ческой индустриализации нередко переплетались и дополняли друг друга. Примером этого является история экономического развития Соединённых Штатов Америки. Крупная промышленность США была создана за счёт внешних займов и долгосрочных кредитов, а также путём безудержного ограбления коренного населения Америки.

Несмотря на развитие машинной индустрии в буржуазных странах, огромная часть населения капиталистического мира про­должает жить и  трудиться в условиях господства примитивной ручной техники.

 

Рост   городов    и    индустриальных    центров.    Формирование класса пролетариев. 

 

Капиталистическая   индустриализация   обу­словила быстрый рост городов и промышленных центров. Коли­чество крупных городов в Европе (с населением свыше 100 тысяч) в течение XIX столетия увеличилось в 7 раз. Удельный вес город­ского населения непрерывно возрастал за счёт сельского населе­ния. В Англии уже в середине XIX века, а в Германии к началу  XX века более половины всего населения   было   сосредоточено в городах.

В мануфактурный период капитализма массы наёмных рабо­чих ещё не представляли собой сложившегося класса пролета­риев. Рабочие мануфактур были сравнительно немногочисленны, в значительной степени связаны с сельским хозяйством, распылены по множеству мелких мастерских и разъединены всякого рода узкими цеховыми интересами.

В результате промышленного переворота и дальнейшего раз­вития машинной индустрии в капиталистических странах сформировался промышленный пролетариат. Быстро возрастала числен­ность рабочего класса, ряды которого непрерывно пополнялись за счет разоряющегося крестьянства и ремесленников.

С ростом крупной машинной индустрии постепенно изжива­лись местные, цеховые, сословные интересы и предрассудки первых поколений рабочих, их утопические чаяния вернуть утерянное по­ложение средневекового кустаря. Массы рабочих сплачивались в единый класс — пролетариат. Характеризуя формирование про­летариата как класса, Энгельс писал: «Только развитие капита­листического производства, современной промышленности и сель­ского хозяйства в крупных размерах придало характер постоян­ства его существованию, увеличило его численно и оформило как особый класс, с особыми интересами и с особой исторической миссией» Ф. Энгельс, Рабочее движение в Америке.

 

В Англии число рабочих в промышленности и иа транспорте во втором десятилетии XIX века составляло около 2 миллионов человек; за последую­щие сто лет оно возросло более чем в три раза.

Во Франции рабочих в промышленности и на транспорте в шестидесятых годах XIX века было около 2 миллионов человек, а к началу XX века их чис­ленность составила около 3,8 миллиона человек.

В Соединённых Штатах Америки число рабочих в промышленности и на транспорте составляло в 1859 г. 1,8 миллиона человек, а в       1899 г.— 6,8 мил­лиона человек.

В Германии число рабочих в промышленности и на транспорте увеличи­лось с 700 тысяч человек в 1848 г. до 5 миллионов человек в 1895 г.

В России после отмены крепостного права быстро шёл процесс форми­рования рабочего класса. В 1865 г. на крупных фабриках и заводах, в гор­ной промышленности и на железных дорогах было занято 706 тысяч рабочих, а в 1890 г.— 1 433 тысячи. Таким образом, число рабочих на крупных капита­листических предприятиях за 25 лет более чем удвоилось. К концу 90-х го­дов в 50 губерниях Европейской России число рабочих на крупных фабри­ках и заводах, в горной промышленности и на железных дорогах возросло до 2 207 тысяч, а по всей России — до 2 792 тысяч.

 

Капиталистическая фабрика.

Машина как средство эксплуа­тации наемного труда капиталом.

 

Капиталистическая фабрика есть крупное промышленное предприятие, основанное на эксплуа­тации наёмных рабочих и применяющее систему машин для про­изводства товаров.

Система машин есть совокупность рабочих машин, одновре­менно выполняющих одинаковые производственные операции (например, однородные ткацкие станки), или совокупность раз­нородных, но взаимно дополняющих друг друга рабочих машин. Система разнородных машин представляет собой комбинацию частичных рабочих машин, основанную на разделении производ­ственных операций между ними. Каждая частичная машина даёт работу другой машине. Так как все эти машины действуют одно­временно, то продукт непрерывно находится на различных ступе­нях производственного процесса, переходя из одной фазы произ­водства в другую.

Посредством машин осуществляется механизация труда. Применение машин обеспечивает огромный рост производительности труда и понижение стоимости товара. Машина даёт возможность производить то же количество товаров с гораздо меньшей затратой труда или производить с той же затратой труда значительно больше товаров.

 

В XIX веке для переработки одинакового количества хлопка в пряжу с помощью машины требовалось рабочего времени в 180 раз меньше, чем при ручной прялке. С помощью машины один взрослый рабочий или подросток печатал в час столько же четырёхцветного ситца, сколько раньше, при ручном труде, 200 взрослых рабочих. В XVIII веке при мануфактурном разделении труда рабочий приготовлял в день 4 800 иголок; в XIX веке один рабочий, работая одновременно на 4 машинах, выпускал, до 600 000 иголок в день.

 

При капиталистическом способе производства все выгоды от применения машин присваиваются собственниками этих машин капиталистами, прибыли которых растут.

Фабрика представляет собой высшую форму капиталистиче­ской кооперации. Капиталистическая кооперация, как совместный труд, совершаемый в сравнительно крупном масштабе, вызывает необходимость в особой функции управления, надзора, согласования отдельных работ. На капиталистическом предприятий функция управления осуществляется капиталистом и имеет специфические черты, выступая одновременно как функция эксплуатации наёмных рабочих капиталом. Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, наоборот, он становится руководителем предприятий потому, что он капиталист.

Уже при капиталистической простой кооперации капиталист освобождает себя от физического труда. С увеличением масштабов кооперации труда он освобождает себя и от функции непосредственного и постоянного надзора за рабочими. Эти функции передаются особой категории наёмных работников — управляющим, мастерам, которые командуют на предприятии от имени капиталиста. По своему характеру капиталистическое управление является деспотическим.

С переходом к фабрике завершается создание капиталом особой, капиталистической дисциплины труда. Капиталистическая дисциплина труда есть дисциплина голода. Рабочий находится здесь постоянно под угрозой увольнения с фабрики, под страхом очутиться в рядах безработных. Капиталистической фабрике свойственна казарменная дисциплина. Рабочих наказывают денежными штрафами и вычетами из заработной платы.

Машина сама по себе является могучим средством облегчения труда и повышения его производительности. Но при капитализме машина служит средством усиления эксплуатации наёмного труда.

С самого начала своего применения машина становится конкурентом рабочего. Капиталистическое применение машин прежде всего лишает средств существования десятки и сотни тысяч работ­ников ручного труда, которые становятся излишними. Так, с ши­роким внедрением паровых ткацких станков 800 тысяч английских ткачей были выброшены на улицу. Миллионы ткачей Индии были обречены на голод и смерть, так как индийские ткани ручного про­изводства не выдерживали конкуренции английских тканей ма­шинного производства. В результате роста применения машин и их совершенствования все больше наёмных рабочих вытесняется машинами, выбрасывается с капиталистической фабрики на улицу, пополняя растущую армию безработных.

Машина упрощает процесс производства, делает излишним применение большой мускульной силы работника. Поэтому с пере­ходом к машинной технике капитал широко вовлекает в производ­ство женщин и детей. Капиталист заставляет их работать в тяжё­лых условиях, за нищенскою плату. Это влечёт за собой высокую детскую смертность в рабочих семьях, физическое и моральное калечение женщин и детей.

Машина открывает широкие возможности уменьшения рабо­чего времени, необходимого для производства товара, и тем самым создаёт условия для сокращения рабочего дня. Между тем капи­талистическое применение машин ведёт к удлинению рабочего дня. В погоне за наживой капиталист стремится наиболее полно использовать машину. Во-первых, чем продолжительнее полезное действие машины в течение рабочего дня, тем скорее она окупает себя. Во-вторых, чем длиннее рабочий день и полнее использование машины, тем меньше опасности, что она технически устареет и что другие капиталисты успеют ввести у себя лучшие или менее доро­гие машины, в силу чего окажутся в более выгодных условиях производства. Поэтому капиталист стремится максимально удли­нить рабочий день.

В руках капиталиста машина используется для того, чтобы выжать из рабочего больнше труда в течение данного времени. Чрезмерная интенсивность труда, теснота фабричных помещений, недостаток воздуха и света, отсутствие необходимых мер по охране труда ведут к массовым профессиональным заболеваниям рабо­чих, к подрыву их здоровья и сокращению жизни.

Машинная техника открывает широкое поле для использова­ния науки в процессе производства, для придания труду более осмысленного, творческого характера. Но капиталистическое при­менение машин ведёт к тому, что рабочий превращается в прида­ток к машине. На долю рабочих остаётся лишь однообразный, из­нуряющий физический труд. Умственный труд становится приви­легией специальных работников: инженеров, техников, учёных. Наука отделяется от труд и служит капиталу. При капитализме всё более углубляется противоположность между физическим и умственным трудом.

Машина знаменует собой усиление власти человека над си­лами природы. Повышая производительность труда, машина увеличивает богатство общества. Но это богатство достаётся капи­талистам, а положение рабочего класса — главной производитель­ной силы общества — всё более ухудшается.

Маркс в «Капитале» доказал, что не машины сами по себе являются врагом рабочего класса, а капиталистический строй, при котором они применяются. Он писал, что «машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как ее капиталистиче­ское применение удлиняет рабочий день... сама по себе она облег­чает труд, капиталистическое же ее применение повышает его интенсивность... сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же ее применение порабо­щает человека силами природы... сама по себе она увеличивает богатство производителя, в капиталистическом же применении превращает его в паупера»                          К. Маркс, Капитал, т. I.

С самого возникновения капиталистических отношений начи­нается классовая борьба между наёмными рабочими и капитали­стами. Она ведётся в течение всего мануфактурного периода, а с переходом к машинному производству приобретает широкий раз­мах и небывалую остроту.

 

Первым выражением протеста незрелого рабочего движения против пагубных последствий капиталистического применения машинной техники были попытки уничтожить машины. Изобретённая в 1758 г. первая стригаль­ная машина была сожжена рабочими, которые с введением этой машины остались без работы. В вачале XIX века в промышленных округах Англии развернулось широкое движение «разрушителей машин», направленное прежде всего против парового ткацкого станка. Рабочему классу понадоби­лись известное время и опыт для осознания того, что его угнетение и ни­щета происходят не от самих машин, а от их капиталистического применения.

 

Капиталисты широко использовали машину как мощное ору­дие для подавления периодических возмущений рабочих, стачек и т. д., направленных против самодержавия капитала. После 1830 г. значительное количество изобретений в Англии было вызвано к жизни непосредственно интересами классовой борьбы капиталистов против рабочих, стремлением капиталистов путём сокращения числа занятых рабочих и применения менее квали­фицированного труда сломить сопротивление рабочих гнёту капитала.

Так капиталистическое применение машин вызывает ухудше­ние положения рабочих, обострение классовых противоречий между трудом и капиталом.

 

Крупная промышленность и земледелие.

 

 Развитие крупной промышленности вело к применению машин и в сельском хозяй­стве. Возможность применения машин является одним из важ­нейших преимуществ крупного производства. Машины в громадной степени повышают производительность труда в земледелии. Но мелкому крестьянскому хозяйству они недоступны, так как для покупки машин требуются значительные средства. Машина может быть эффективно использована при наличии больших по­севных площадей, при внедрении в производство технических культур и т. д. В крупном хозяйстве, основанном на машинной технике, затраты труда на единицу продукции значительно ниже, чем в мелком крестьянском хозяйстве, основанном на отсталой технике и ручном труде. Вследствие этого мелкое крестьянское хозяйство не выдерживает конкуренции со стороны крупного ка­питалистического хозяйства.

Распространение сельскохозяйственных машин в условиях капитализма ускоряет процесс расслоения крестьянства. «Систе­матическое употребление машин в сельском хозяйстве с такой же неумолимостью вытесняет патриархального «среднего» крестья­нина, с какой паровой ткацкий станок вытесняет ручного ткача-кустаря» В.И.Ленин, Развитие    капитализма в России. Капитализм повышает технику земледелия, двигает её вперёд, но он не может делать этого иначе, как разоряя массу мелких производителей. Вместе с тем наёмная рабочая сила в сельском хозяйстве является настолько дешёвой, что многие крупные хозяйства не пользуются машинами, а предпочитают при­менять ручной труд. Это тормозит развитие машинной техники в сельскохозяйственном производстве.

Капиталистическое применение машин в земледелии неиз­бежно сопровождается усилением эксплуатации сельскохозяй­ственного пролетариата путём повышения интенсивности труда. Например, широко распространённый в своё время вид жатвен­ных машин получил название «лобогреек», так как работа на них требовала большого физического напряжения.

В машинный период капитализма завершается отделение промышленности от земледелия, углубляется и обостряется противоположность между городом и деревней. При капитализме сельское хозяйство чрезмерно отстаёт в своём развитии от промышленности. Ленин указывал, что земледелие капиталистических стран в начале XX века по своему технико-экономическому уровню стояло ближе к мануфактурной стадии.

 

Внедрение машинной техники в сельскохозяйственное производство при капитализме происходит значительно медленнее, чем в промышленности. Если паровой двигатель дал возможность произвести коренные технические преобразования в промышленности, то в сельском хозяйстве он нашёл при­менение только в виде паровой молотилки. На сложной механической моло­тилке впоследствии были объединены молотьба, очистка и сортировка зерна, Лишь в последней четверти XIX столетия получают распространение хлебо­уборочные машины на конной тяге — жнейки-сноповязалки. Гусеничный трак­тор был изобретён ещё в 80-х годах прошлого века, а колёсный — в начале XX века, но более или менее широкое применение трактора в крупных капи­талистических хозяйствах началось только с 20-х годов настоящего столетия, главным образом в США.

Однако в сельском хозяйстве большинства стран капиталистическом мира до настоящего времени основной двигательной силой является рабочий скот, а орудиями обработки почвы — конный плуг, борона, культиватор.

 

 

Капиталистическое   обобществление   труда    и   производства.

Границы применения машин при капитализме.

 

На основе машин­ной техники при капитализме был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил общества по сравнению с феодальным способом производства. Крупная машинная индустрия произвела глубочайший переворот во всём строе экономической жизни. Машина явилась революционизирующей силой, которая преобразовала общество.

«Переход от мануфактуры к фабрике знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками   нажитое   ручное искусство мастера, а за этим техническим переворотом неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства, окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрачных сторон капитализма, а вместе с тем и массовое  обобществление труда капитализмом. Крупная  машинная индустрия  является  таким  образом последним  словом  капита­лизма, последним словом его отрицательных и «положительных моментов»»    В.И.Ленин,  Развитие  капитализма в России.

На основе крупной машинной индустрии совершается стихий ный процесс широкого обобществления труда капиталом.

Во-первых, в  результате  применения машин  промышленное производство всё более сосредоточивается на крупных предприятиях. Машина сама  по себе требует совместного труда  многих работников.

Во-вторых, при капитализме происходит дальнейшее развитие общественного разделения труда. Увеличивается  число отраслей промышленности и сельского хозяйства. Вместе с тем отдельные отрасли и предприятия становятся всё более зависимыми друг от друга. При широкой специализации отраслей фабрикант, произво­дящий, например, ткани, становится непосредственно зависимым от фабриканта, производящего пряжу, этот последний — от капи­талиста, производящего хлопок, от владельца  машиностроитель­ного завода, каменноугольных копей и т. д.

В-третьих, свойственная натуральному хозяйству раздроблённость мелких хозяйственных единиц исчезает, и местные мелкие рынки сливаются в громадный национальный и мировой рынок.

В-четвёртых, капитализм с его машинной техникой вытесняет различные формы личной зависимости работника. Основой производства становится вольнонаёмный труд. Создаётся большая подвижность населения, что обеспечивает непрерывный приток рабо­чей силы в растущие отрасли промышленности.

В-пятых, с распространением машинного производства возникает множество индустриальных центров, крупных городов. Обще­ство всё более раскалывается на два основных антагонистических класса — класс капиталистов и класс наёмных рабочих.

Обобществление труда и производства, достигнутое на основе машинной техники, явилось значительным шагом вперёд в прогрессивном развитии общества. Но своекорыстные интересы капиталистов, стремящихся к наживе, ставят определённые границы развитию производительных сил.

С общественной точки зрения применение машины является выгодным, если труд, которого стоит производство машины, меньше того труда, который сберегается её применением, а также если машина облегчает труд. Но для капиталиста имеет значение не экономия общественного труда и не облегчение труда работ­ника, а экономия на оплате труда. Граница применения машин для капиталиста поэтому более узка. Она определяется разностью между ценой машины и заработной платой вытесняемых ею рабо­чих. Чем ниже заработная плата рабочих, тем слабее стремление капиталиста вводить машины. Поэтому ручной труд до сих пор ещё широко применяется в промышленности даже наиболее раз­витых капиталистических стран.

Крупная машинная индустрия обострила конкурентную борьбу между капиталистами, усилила стихийность, анархию всего общественного производства. Капиталистическое применение ма­шин принесло с собой не только быстрое развитие производитель­ных сил общества, но и небывалый рост угнетения труда капита­лом, обострение всех противоречий капиталистического способа производства.

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.       Переход от мануфактуры к крупной машинной  инду­стрии означал промышленную революцию. Громадное значе­ние для перехода к машинной индустрии имели: изобретение паровой машины, улучшение способа плавки металла и соз­дание машин, производящих машины. Машина завоёвывала одну область производства товаров за другой.

2.      С ростом капитализма происходит процесс капиталистической  индустриализации важнейших  стран  Европы  и Америки. Капиталистическая индустриализация начинается обычно с развития лёгкой промышленности. В индустриализа­ции капиталистических стран большую роль играют ограбле­ние колоний и побеждённых стран, а  также получение  ка­бальных займов. Капиталистическая индустриализация бази­руется    на    эксплуатации   наёмного   труда   и   усиливает разорение широких масс крестьянства и ремесленников. Она ведёт к дальнейшему росту общественного разделения труда, завершает отделение  промышленности  от земледелия, об­остряет противоположность методу городом и деревней.

3.      Капиталистическая фабрка есть крупное предприятие, основанное на эксплуатации наёмных рабочих и применяю­щее систему машин для производства товаров. Управление на капиталистической фабрике имеет деспотический характер. В капиталистическом обцществе применение машин сопровождается   возрастанием   тяжестш  труда   наёмного   рабочего, усилением его  эксплуатации,    вовлечением  в  производство женщин и детей, получающих нищенскую заработную плату. Капиталистическое машинное    производство завершает про­цесс отделения умственного труда от физического и обостряет противоположность между ними.

4.       Развитие крупной машинной индустрии ведёт к росту городов, увеличению городского населения за счёт сельского, к формированию класса наёмных рабочих пролетариата, к росту его численности. При капитализме сельское хозяйство чрезмерно отстаёт от промышленности. Рост применения машин в  сельском хозяйстве  ускоряет процесс разложения крестьянства.

5.       Крупная машинная индустрия играет исторически про­грессивную роль, ведёт к росту производительности труда и к обобществлению труда капиталом. Границы капиталистического применения машин определяются тем, что капитали­сты  вводят машину лишь в тех случаях,  когда её цена меньше заработной платы вытесняемых машиной рабочих.